Финансы » Пути совершенствования правового регулирования банковской деятельности в Российской Федерации » История становления банковских правоотношений от Российской империи до СССР

История становления банковских правоотношений от Российской империи до СССР
Страница 2

В 1871 году 17 мая определены в законодательном порядке общие основания, на каких могут быть учреждаемы банки – земствами, и наконец, в 1872 г. 31 мая изданы общие правила о порядке учреждения кредитных установлений частных и общественных.

В промежуток 1864-1872 учреждено 33 акционерных коммерческих банка, 11 акционерных земельных, 52 разных кредитных установлений, основанных на взаимности. Кроме того к 1 января 1873 года уже действовали 222 городских общественных банков, в то время, когда в 1862 г. их насчитывалось всего 40[2].

В 1883 году, в связи с тем, что некоторые банки обанкротились, были изданы постановления об ответственности банков за целостность вверенных им сумм. В этот же период было положено начало мелкому сельскому кредиту и в 1866 году основано первое ссудосберегательное товарищество.

К концу 19 века система наших кредитных учреждений представлена в следующем виде. Кредитные установления разделяются на: 1) государственные, 2) общественные, 3) частные.

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г., началась ликвидация существовавшей системы кредитных учреждений. Декретом от 14 декабря 1917 г. все банки были национализированы советской властью и объединены с Государственным банком, а банковское дело стало монополией государства. Государственный банк был преобразован в Народный банк РСФСР, с которым по декрету СНК от 10 апреля 1919 г. были объединены сберегательные кассы. После ряда преобразований в 1922 г. был образован Государственный банк СССР. Наряду с ним, начиная с 20-х годов, было образовано достаточное количество различных кредитных учреждений, в том числе акционерных банков, осуществляющих операции по банковским счетам. Таким образом, складывалась двухуровневая банковская система. Но необходимо учитывать, что в связи с гражданской войной, военным коммунизмом и другими негативными явлениями в экономике страны говорить о полноценных операциях по банковским счетам не имеет смысла вплоть до периода НЭПа, когда началось оживление экономических отношений.

В советский период правовое регулирование банковской деятельности осуществляется достаточно обширным массивом нормативных актов, принятых различными государственными органами. Вначале это были декреты и постановления ЦИК, СНК, Наркомфина и других органов, затем – постановления Совета Министров, в том числе совместно принятые с ЦК КПСС, уставы Государственного и других банков, отраслевые нормативные акты, ведущую роль среди которых играли инструкции, письма, приказы и телеграммы Государственного банка СССР.

Реформирование советской банковской системы начинается в конце 90-х годов. Назревает острая необходимость обновления и кодификации банковских норм.

В период с середины 80-х гг. по 90 гг. принимаются ряд подзаконных актов кардинально меняющих основы осуществления банковской деятельности в СССР и РСФСР.

Постановлением СМ СССР от 31 марта 1989 г. N 280 "О Переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование"[3] государственные специализированные банки СССР были переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, положив в основу деятельности банков прибыль (доход) как обобщающий показатель эффективности работы и главный источник укрепления и развития банковских учреждений, социального развития и материального стимулирования. Фактически это было начало новой банковской эры – вне полного государственного участия.

В последующем, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. №92-1 "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики"[4]. российский республиканский банк Госбанка СССР был преобразован в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР.

Складывающие экономическая ситуация, рост количества банков, вызывают необходимость в принятии кодифицированного законодательного акта о банковской деятельности.

Страницы: 1 2 

Популярные материалы:

Рынок муниципальных ценных бумаг
Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Республики Беларусь и соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства Республики Беларусь [26]. В Республике Беларусь данный вид ценных ...

Роль кредитной политики во взаимоотношениях с юридическими лицами
Банки являются неотъемлемыми участниками современной экономической системы любого государства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским ...

Содержание договора добровольного медицинского страхования
страхование Вряд ли нужно напоминать, что существенными являются условия, при согласовании которых договор считается заключенным (абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Законодатель определяет и виды существенных условий - это условие о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых ак ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru