Финансы » Современная банковская система России » Развитие банковской системы России

Развитие банковской системы России
Страница 2

В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918г. была запрещена деятельность иностранных банков.

Кредитная реформа 1930-1932гг. положила начало новому этапу. Ее суть - замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений.

В 1959г. система долгосрочных банков была реорганизована: два банка - Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. Окончательная структура к 1960г. была следующей: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала до 1988г.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банкавской системе. В 1987г. состоялся пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль "банка банков", были созданы 5 отраслевых банков: Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк.

Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон "О кооперации" (1988г), который позволил образоваться кооперативным банкам. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к "банковскому буму". К 1 января 1989г. насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991г. - 1357.

Определенный порядок наступил в 1991г., когда в конце 1990г. было принято два закона - Закон "О Государственном банке" и Закон "О банках и банковской деятельности", в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон "О банках и банковской деятельности РФ", который окончательно установил двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков.

Новая банковская деятельность складывалась сложно и противоречиво. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь была недостаточная квалификация, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них "карманные", либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Особенностью 1994г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости.

Вплоть до кризиса 1998г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжался рост количества банков - в 1995г. - 2517, а с 1996г. началось сокращение: 1 января 1996г. - 2295, а на 1 октября 1997г. - 1764. при этом зарегистрированных банков стало больше - 2558. причиной уменьшения количества банков стало их банкротство, ухудшение финансового положения.

В 1997г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентств - населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается только Сберегательный банк. Кредитование предпринимателей занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997г. объем кредиторов составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитных вложений составляли 44%, при этом доля экономики - 35%. На долю государства приходилось 154 трлн. руб. - 31% активов. Причем следует отметить, что если до 1996г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором правительства выступа Сбербанк.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Функции страхования
«Функция (от лат. functio — исполнение, осуществление) есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к экономической категории функции представляют собой проявления ее сущности в действии, ее роль в системе общественно-экономических отношений. Функции ...

Рынок муниципальных ценных бумаг
Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга Республики Беларусь и соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства Республики Беларусь [26]. В Республике Беларусь данный вид ценных ...

Понятиe и функции коммeрчecкого банка
Банки являютcя оcобым типом финанcовых поcрeдников, пeрeраcпрeдeляющих капиталы мeжду их поcтавщиками и потрeбитeлями. Они характeризуютcя cлeдующими cущecтвeнными признаками. Во-пeрвых, как и вcякиe финанcовыe поcрeдники, они оcущecтвляют двойной обмeн долговыми обязатeльcтвами; банки выпуcкают cв ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru