Страхование рисков как элемент управления.
В качестве одного из основных экономических методов управления информационными рисками, предлагается "создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц" [2]. Страхование как таковое не снижает риски, однако уменьшает финансовые потери страхователя при наступлении страхового случая. Несмотря на то что эта эффективнейшая система управления информационными рисками юридически декларирована в России довольно давно, рынок услуг страхования на сегодняшней день еще не сформировался - в основном из-за отсутствия хорошо зарекомендовавших себя методов оценки их стоимости.
Как в мировой, так и в российской практике непосредственно информация страхуется в размере расходов, необходимых для ее восстановления. При таком подходе страховая компания возмещает расходы на оплату сверхурочной работы сотрудников банка, привлечение специалистов сторонних организаций, а также другие целесообразные расходы, направленные на восстановление утраченной информации. Но страхование информационных рисков не может сводиться только к страхованию информации. Должны страховаться вообще риски, связанные с информационными технологиями, а к ним относятся риски утраты финансовых активов, риски остановки коммерческой деятельности, риски, связанные с возникновением гражданской ответственности. Прежде всего это страхование от преступлений в сфере информационных технологий: действий компьютерных вирусов, несанкционированного доступа к информации, кражи или непреднамеренной утраты носителей информации, финансового мошенничества с использованием информационных технологий. Объектами страхования в этом случае могут быть:
финансовые активы в электронной форме, в том числе в системах клиент-банк;
- биллинговые системы;
- центры сертификации (удостоверяющие центры);
- Web-серверы, в том числе виртуальные;
- ERP-системы и средства защиты;
- базы данных на любых носителях информации;
- ценная информация, для которой существует вероятность утраты без возможности восстановления.
Исходя из приведенной классификации рисков и учитывая, что информация принадлежит к одному из видов объектов гражданских прав, а следовательно, к системе товарных и имущественных отношений (ст. 128; ст. 129; ст. 139 Гражданского кодекса РФ № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. с изм. и доп.), можно сделать вывод, что информационные риски относятся к чистым, имущественным, производственным рискам.
Информационные риски выступают объектом страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, связанных с владением, распространением, пользованием и распоряжением информацией. Это может быть как имущественное страхование (связанное с владением, пользованием, распоряжением информацией как объектом гражданских прав), так и страхование ответственности (связанной с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу). Например, возможно страхование ответственности, возникающей в связи с перерывами в деятельности банка; плохой технической поддержкой клиентов (убытки клиентов в виде неполученной прибыли по причине нарушений в каналах связи); недостаточными мерами по защите данных, принадлежащих третьим лицам; непреднамеренным разглашением конфиденциальной информации; ошибками в программных продуктах, вследствие которых наносится ущерб пользователям[13].
Страхование предполагает последовательное выполнение нескольких обязательных шагов:
· поиск страховой компании;
· согласование условий и предложений по страхованию;
· проведение экспертизы страхователя;
· выполнение рекомендаций, полученных в результате экспертизы;
· подписание договора о страховании.
Популярные материалы:
Проблемы развития вида страхования
имущественный страхование домашний животное Осторожное отношение страховщиков к этому виду бизнеса продиктовано целым рядом трудностей. Дело в том, что страховщики получают прибыль только от массовых видов страхования. Теоретически домашние животные могли бы быть таким массовым объектом – ведь в од ...
Страховое дело во второй половине XIX века – начале
XX века
Страховой рынок стал более устойчивым и начал успешно развиваться в ходе либеральных реформ 60-х годов XIX в. Произошла окончательная демонополизация страхования. Развитию конкуренции способствовали отмена привилегий и создание большого числа новых страховых обществ, оперирующих на рынке на принцип ...
Развитие банковской системы
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как: - степень зрелости товарно-денежных отношений; - общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; - законодательные основы и акты; ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.