Российский законодатель подробно регламентирует принудительные меры (санкции) по отношению к кредитным организациям, что объяснимо необходимостью установления оснований и пределов применения санкций к кредитным организациям. Детальным образом меры и порядок их применения регламентированы в нормативных актах Банка России. В частности необходимо выделить следующие акты:
- Инструкция N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 15 января, 13 апреля, 2 июня, 30 ноября 1998 г., 8 октября 1999 г., 5 апреля 2000 г., 29 мая, 31 августа 2001 г., 11 января 2002 г., 16 января, 19 марта, 23 июля 2004 г.);
- Инструкция о порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы от 11 сентября 1997 г. N 65 (утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394) (с изменениями от 19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.);
- Методические рекомендации по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Письмом ЦБР от 13 июля 2005 г. N 98-T).
Надзорные органы Банка России применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:
- предупредительные;
- принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.
Выбор мер воздействия, производится надзорными органами самостоятельно с учетом:
- характера допущенных кредитной организацией нарушений;
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
- общего финансового состояния кредитной организации;
- положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг.
Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.
Как следует из содержания ст.74 Закона «О ЦБ РФ» основаниями для применения принудительных мер являются:
- «нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации» (ч.1 ст.74 Закона);
- «неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков)» (ч.2 ст.74 Закона).
Законом предусмотрены следующие принудительные меры воздействия:
- штрафы;
- требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мер по финансовому оздоровлению;
- требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала кредитной организации в соответствие с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
Популярные материалы:
Сущность и теоретические основы перестрахования
перестрахование компания финансовый законодательство Перестрахование – это система финансовых и договорных отношений между страховыми компаниями, в процессе которых страховщик принимая риск на страхование, часть ответственности по нему с учетом своих финансовых возможностей и условий существующих д ...
Совершенствование страховых выплат
Специфика страховой пассивности населения России заключается в изначальном недоверии к страховым организациям, слабой страховой культуре, административных, процедурных и процессуальных сложностях процесса получения возмещения, в недостаточной материальной обеспеченности и многих других факторах. Со ...
Система гарантий сохранности и возврата вкладов клиентов
Теоретически любой банк постоянно подвергается риску платежеспособности по различным причинам. При таких обстоятельствах у банка возникают проблемы выполнения своих обязательств перед вкладчиками. Кроме того, каждый банк – это звено национальной банковской системы, банкротство одного из них может п ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.