Специфика деятельности коммерческих банков как хранителей общественных сбережений и создателей денег в обращении и то влияние, которое они оказывают на экономику страны обусловливают предъявление законодателями ряда дополнительных, по сравнению с другими субъектами, требований к этим организациям и усиливает роль и значение органа, осуществляющего надзор за их деятельностью. Цели, преследуемые при этом государством, можно сформулировать следующим образом:
поддержание стабильности и доверия к финансовой системе посредством обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости её институтов (предотвращение т. н. системного риска, т.е. риска того, что банкротство одного или нескольких институтов могло бы привести к кризису всей финансовой системы);
защита инвесторов, заёмщиков и других пользователей финансовой системы от ущерба, возникающего в результате банкротства, мошенничества или других злоупотреблений со стороны финансовых организаций (предотвращение индивидуального риска);
обеспечение бесперебойного, эффективного, надежного и результативного функционирования системы кредитно-финансовых организаций (стимулирование эффективности системы).
Безусловно все три цели взаимосвязаны друг с другом. Например, действия надзорных органов, направленные на обеспечение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов, оказывают влияние на предотвращение банкротств и, следовательно, возникновение убытков для индивидуальных клиентов. Эти действия могут также как стимулирующие эффективность работы всей кредитно-финансовой системы. С другой стороны, возможны и противоречия между ними. К примеру, правила и нормативы, предназначенные для обеспечения стабильности банковской системы, зачастую направлены на ограничение рыночных сил - и, следовательно, на конкуренции между банками. Эти обстоятельства приводят к необходимости более тщательно продумывать политику регулирования деятельности всех институтов финансового рынка [1, с.26].
В настоящее время Банковский кодекс концентрирует все функции по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков в руках Национального Банка. В соответствии со статьей 34 БК в целях поддержания стабильности банковской системы республики Национальный Банк осуществляет надзорные функции в отношении банков, что является его исключительной компетенцией. При этом законодательство устанавливает три группы полномочий:
во-первых, Национальный Банк проверяет законность создания банков при рассмотрении вопроса о его регистрации и выдаче лицензии на право осуществления банковских операции;
во-вторых, разрабатывает и устанавливает банкам экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность, т.е. осуществляет так называемый пруденциальный надзор;
в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за точным исполнением банковского законодательства и применяет соответствующие санкции в отношении нарушителей.
Согласно ст.18 БК государственное регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляется посредством:
государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
лицензирования банковских операций;
установления запретов и ограничений для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
установления экономических нормативов для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
надзора за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, выявления нарушений банковского законодательства и применения мер воздействия, установленных настоящим Кодексом и иным законодательством Республики Беларусь;
выявления случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и применения мер ответственности к лицам, осуществляющим такие операции. [13]
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь полномочия Национального Банка в области регулирования банковской деятельности практически не ограничены. Сосредоточив в своих руках все функции по регистрации и выдаче лицензий, перерегистрации, установлению экономических нормативов, надзору за деятельностью банков, применению санкций и прекращению их деятельности, Национальный Банк фактически является единственным распорядительным банковским органом в республике.
Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности диктуется многими обстоятельствами и подтверждаются уроками исторического развития. С точки зрения надзора, связанной с историческими традициями и национальными особенностями, принято выделять три группы стран:
Страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США, Германия, Франция и Япония);
Популярные материалы:
Расчетно-клиринговые организации, регистраторы и депозитарии
Расчетно-клиринговые организации - это специализированная организация банковского типа, которая осуществляет расчётное обслуживание участников рынка ценных бумаг. Ее главными целями являются: - минимальные издержки по расчётному обслуживанию участников рынка; - сокращение времени расчётов; - снижен ...
Оценка и анализ рисков использования информационных и телекоммуникационных
систем в ОАО "Акибанк"
Акционерный коммерческий ипотечный банк "АКИБАНК" (открытое акционерное общество) зарегистрирован в Центральном Банке Российской Федерации 25 ноября 1993 года, лицензия № 2587. ОАО "АКИБАНК" включен в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов под номер ...
История развития страхования в Республике Беларусь
В России, в состав которой входила Беларусь, институт страхования был образован в 1786 г., когда императрица Екатерина II манифестом от 28 июня объявила о создании Государственного Заемного Банка. В составе Банка существовала Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома (только камен ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.