Будучи независимыми, друг от друга по своему организационно правовому составу и положению, все эти самостоятельные органы должны быть неразрывно связаны между собой зависимостью вверенных им функций и общих целей, таких как защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности и курса к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов в интересах кредиторов и вкладчиков. Названные выше органы распространяли бы свое действие на банки и небанковские финансово-кредитные организации и таким образом сдерживали и уравновешивали друг друга. Вряд ли верно, что до сих пор вся полнота власти сконцентрирована в руках Национального банка Республики Беларусь.
Вместе с тем было бы не совсем верно акцентировать внимание исключительно на организационном аспекте реформы надзора. Зарубежный опыт, в том числе российский, говорит о необходимости гармоничного совмещения двух направлений: реорганизации структуры надзорного органа и недопущении преобладания формального подхода в надзоре над его содержанием.
В целом роль банковской системы республики в инвестиционном процессе значительна и разнообразна. Банки непосредственно участвуют в инвестиционной деятельности в плане поиска, отработки и кредитования проектов. В структуре их активов кредиты экономике составляют около 55%, из них более половины - долгосрочные. Банки развивают разнообразные формы инвестиционного кредитования, включая лизинговую. [8, с.46]
Финансовый потенциал банковской системы Беларуси постепенно возрастает. Так, отношение величины ее валовых активов к ВВП за прошедший год выросло на 4,5% и составило на 1 октября 45,7%. Важным направлением повышения роли банковской системы в решении социально-экономических задач в республике является наращивание ее ресурсного потенциала, включая собственный капитал и привлеченные средства. Так, в текущем году вся ресурсная база банков выросла в реальном выражении на 10,6%. Наиболее существенно возросла сумма рублевых депозитов граждан, привлеченных в банковскую систему, - на 55,5% в реальном выражении. Это является свидетельством того, что банки действительно повышают уровень своей работы. [8, с.47]
Политика международного сотрудничества Национального банка Республики Беларусь строится на принципах взаимного уважения позиций сторон, суверенитета различных государств. Подписаны и реализуются соглашения с соответствующими органами России, Казахстана, Кипра, Армении, Латвии, Украины, Молдовы, Литвы в области банковского надзора. На завершающей стадии подготовки находится Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области банковского надзора между Национальным банком Республики Беларусь и Национальным банком Польши.
Дальнейшая реализация стратегии развития в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций будет осуществляться по многим направлениям, из которых базовыми являются: интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; уменьшение участия государства в фондах банков; совершенствование налогообложения банков; совершенствование надзора и контроля над деятельностью банков; формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков [8, c.45].
Важнейшими направлениями развития структуры банковской системы в ближайший период будут:
Популярные материалы:
Проблемы развития страхования жизни
Развитие страхования жизни чрезвычайно актуально для современной России, однако этот процесс тормозится наличием многих ограничительных факторов. Во-первых, страхование жизни по своему смыслу является долгосрочным видом страхования, действие полисов распространяется на 10-20 и более лет. В условиях ...
Объекты страхования
Вначале обратимся к анализу термина «объект». Современные информационно-аналитические ресурсы определяют объект как предмет или явление, на который направлена какая-либо деятельность (практическая либо познавательная) субъекта (лица). Следовательно, объект страхования должен существовать или возник ...
Разработка стратегии развития организационного,
информационного капитала
Разработка стратегии развития организационного, информационного капитала. Разработка стратегии развития организационного, инвестиционного и человеческого капитала базируется на результатах ситуационного анализа, показывающих соответствие структуры банковской организации. Если анализ выявил недостат ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.