Современное страхование, особенно в развитых странах, превратилось в одну из крупнейших отраслей экономики с финансовым оборотом до 10-12% ВВП, в которой заняты миллионы людей самых различных специальностей. Развитие страхования сопровождается появлением новых сфер общественно полезной деятельности и новых рабочих мест, повышением занятости и способствует прогрессу цивилизации. Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, страхование ответственности работодателей обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи.
Существуют два распространенных варианта страхования имущества в зависимости от варианта определения его стоимости:
1. По остаточной стоимости - когда страховая сумма рассчитывается на основании балансовых данных о первоначальной стоимости имущества за вычетом начисленной амортизации по данному виду имущества.
2. По восстановительной стоимости - когда страховая сумма определяется исходя из суммы средств, необходимых для приобретения (постройки, ремонта, восстановления) имущества, аналогичного по своим характеристикам утраченному (поврежденному) [11, c. 123].
Представитель страховой компании должен не только предложить клиенту оба варианта расчета стоимости имущества, по и по казать, в чем существенная разница при расчете тем или иным способом, дать подробные разъяснения по особенностям каждого вида расчетов и не навязывать тот вариант расчета, который позволит получить более высокую страховую премию. Обычно остаточная стоимость ниже восстановительной, поэтому и страховая премия в первом случае будет меньше. Кроме того, выплаты по восстановительной стоимости являются рискованными для страховой компании, поэтому на страхуемое имущество налагаются определенные ограничения. Тан, на страхование принимается только имущество, используемое или подлежащее использованию в процессе производства. Предприятие, получившее страховое возмещение, должно подтвердить целевое использование средств, т.е. тот факт, что деньги, выплаченные страховой компанией в качестве возмещения, пойдут именно на восстановление. Стандартный срок подтверждения - три года, но в зависимости от типа имущества он может быть как увеличен, так и сокращен. Таким образом, выбирая вариант страхования имущества, представитель страховой компании должен не просто оформить договор страхования, а оказать помощь в решении вопроса о том, что клиенту предпочтительнее: понести убытки, равные износу оборудования, но сэкономить на страховой премии либо больше заплатить за страхование, но иметь гарантированную возможность восстановить имущество и оборудование даже «с нуля» [11, c. 125].
Не стоит забывать еще об одном механизме регулирования стоимости страхования, который предлагается страховыми компаниями, - с помощью франшизы. Для этого предприятие должно решить, в каком объеме оно готово самостоятельно нести убытки по каждому страховому случаю. Чем больше размер франшизы, тем ниже вероятность, что страховщику придется выплачивать страховое возмещение, и соответственно тем ниже страховая премия. Вместе с тем от размера франшизы будет зависеть сумма собственных резервных средств, которую предприятию необходимо аккумулировать (и фактически выключать из оборота) для ликвидации последствий мелких аварий и сбоев. Представитель страховой компании должен разъяснить само понятие «франшиза», ее виды. Для определения оптимального размера франшизы мы порекомендовали бы использовать ресурс самого предприятия. Необходимо составить список (а на нормально работающем предприятии этот список есть) наиболее частых видов аварий, последствия которых можно устранить в оперативном режиме. Также провести анализ затрат на восстановление имущества и оборудования, если они имели место быть. Если мелкие аварии происходят достаточно часто и через какое-то время совокупные затраты на их устранение вырастают во внушительную сумму, то предприятию предлагается так называемая агрегатная франшиза. При заключении договора с условием агрегатной франшизы предприятие заявляет обо всех убытках, а страховая компания выплачивает сумму возмещении только в случае, если совокупная сумма убытков по мелким авариям за оговоренный период превысит размер агрегатной франшизы. Все последующие убытки возмещаются в полном объеме. Максимально подходящий размер франшизы также подбирает представитель страховой компании и обговаривает это с руководством предприятия [11, c. 126].
Популярные материалы:
Проблемы развития отрасли личного страхования
В нашей стране на протяжении последних двух десятилетий наблюдается тенденция снижения уровня социальной защиты населения, основной причиной чего является неэффективность функционирования национальной системы обязательного социального страхования. Наличие множества нерешенных проблем на современном ...
Анализ кредитоспособности субъектов малого бизнеса
В АО "БТА" используется анализ финансово – хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса для рассмотрения кредитной заявки. Техника была разработана для кредитных экспертов, работающих по программе Европейского Банка Реконструкции и Развития «Кредитование малого и среднег ...
Пeрcпeктивы интeграции роccийcких банков
в мировой финанcовый рынок
Провeдeнный анализ мeждународных банковcких уcлуг вeдущих иноcтранных банков показал, что нeкоторыe уcлуги банк можeт прeдоcтавлять на начальном этапe интeграции в мировую финанcовую cиcтeму, поcкольку это нe трeбуeт организации cложных экономичecких отношeний c большим количecтвом учаcтников миров ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.