Финансы » Оптимизация системы потребительского кредитования » Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ

Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ
Страница 3

С другой стороны, доходность розничного кредитования вряд ли уменьшится, поскольку финансовые результаты по кредитным картам вдвое лучше, чем по потребительским кредитам. Уже сегодня наблюдается опережающий рост ряда сегментов рынка. Кредитные карты и ипотечные кредиты демонстрируют самые высокие показатели, превышая рост рынка вдвое.

В отличие от динамики объемов потребительских кредитов рост просроченной задолженности по ним в первом квартале нынешнего года не только не замедлился, но даже, напротив, ускорился. В итоге в денежном выражении она увеличилась на 7,6 млрд. руб. (более четверти накопленной просроченной задолженности к 1 января 2008 г.), а ее доля в кредитах – на 0,5 процентных пункта. Если же сопоставить приросты объемов и «плохих» долгов в течение квартала, то окажется, что на 1 руб. прироста кредитов пришлось 8 коп. просроченной задолженности, что уже внушает опасения.

По нашему мнению, в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. С одной стороны, упрощая процедуру отбора заемщиков и снижая для них «порог отсечения», банки расширяют их круг за счет вовлечения в кредитование все менее обеспеченных граждан, тем самым увеличивая риски. Появляется практика возвращения к ранее отклоненным кредитным заявкам. С другой стороны, у банкиров фактически нет возможности получения достоверной информации о заемщиках со стороны специализированных организаций, поскольку, несмотря на принятие полтора года назад соответствующего закона, система кредитных бюро носит во многом формальный характер. Ведущие участники рынка (в частности, Сбербанк и банк «Русский Стандарт») предпочитают создавать подконтрольные кредитные бюро и не делиться информацией с конкурентами.

Тем не менее, несмотря на высокий уровень риска, привлекательность потребительского кредитования не вызывает сомнений. Важным аргументом в пользу развития именно этого вида банковского бизнеса являются процентные ставки, которые, по официальной статистике, публикуемой Банком России, намного (почти вдвое) превышают ставки по кредитам, предоставляемым реальному сектору, даже без учета дополнительных комиссий и сборов (рис. 3). В частности, в середине первого квартала 2008 г. процентная ставка по кредитам населению в рублях, по данным «Бюллетеня банковской статистики», составляла 19,4% годовых, а по кредитам предприятиям – 10,9% годовых. Соответственно разница между ставками по кредитам и депозитам населения в рублях доходила до 11,5 процентных пункта.

Рисунок 3 – Лидеры рынка розничных кредитов: банки с долей рынка свыше 1,0%, на январь 2008 г.

Потенциал у них продолжает оставаться высоким. К примеру, в 2005 г. на кредиты, выдаваемые под приобретение жилья, приходилось 9% рынка, в начале 2008 г. – 17%, в то время как за рубежом на ипотеку в среднем приходится 70% рынка.

Рисунок 4 – Наименее рискованные банковские активы

В последние два года регулярно обнаруживается тенденция к превышению сумм новых кредитов частных лиц над размещенными ими за тот же период ресурсами. Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, как резидентам, так и нерезидентам, увеличился за январь – ноябрь 2007 г. на 62,6% – до 1 трлн. 874,2 млрд. руб. (таблица 2).

Таблица 2 - Данные об объемах предоставленных кредитов (2007 г.), млрд. руб.

Виды кредитов

На 2007 г.

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

01.09

01.10

01.12

Кредиты, предоставленные в рублях, – всего

4,2

4,3

4,36

4,55

4,7

4,8

5,08

5,25

5,46

5,7

8,7

из них:

физическим лицам

1,0

1,007

1,034

1,094

1,145

1,208

1,285

1,351

1,433

1,513

1,581

предприятиям и организациям

2,96

2,998

3,071

3,185

3,279

3,341

3,511

3,634

3,735

3,887

3,960

Кредиты, предоставленные в иностранной валюте, – всего

1,779

1,803

1,814

1,834

1,890

1,898

1,969

2,014

2,054

2,131

2,285

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Популярные материалы:

Использование аккредитива
После того как покупатель открыл Аккредитив в пользу продавца, и продавец получил извещение об этом: 1.Продавец подготавливает и отгружает товар в соответствующий порт. 2.Продавец получает коносамент и другие документы, которые направляет в свой банк, сообщая о полном выполнении условий Аккредитива ...

Организационно-экономическая характеристика ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина"
Полное наименование - Открытое акционерное общество "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Сокращенное наименование - ОАО "Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина". Место нахождения и почтовый адрес. Россия, 410005, Саратовская область, г. Саратов ул. Университетская, 70 Цел ...

Анализ льготных страховых взносов
По определению Большого Российского энциклопедического словаря «льгота – это предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения». Льготы устанавливаются в различных сферах, например в налоговой, страхов ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru