Российская банковская система почти за два десятилетия прошла три этапа развития и взросления. На первом этапе, до кризиса 1998 г., она развивалась в крайне неблагоприятной экономической и регулятивной среде, мешавшей созданию нормального банковского бизнеса, продуктов и технологий. Пожалуй, единственными достижениями того периода можно считать создание нормативно-правовой базы для функционирования банковской системы и аппарата банковского надзора, а также формирование кадрового потенциала банковской отрасли.
Второй этап начался практически сразу после кризиса после переосмысления выжившими банками своей стратегии, продуктовой линейки и технологий, а также специализации в конкретных сегментах банковского рынка. Параллельно ужесточались требования регуляторов, функционирование банковской отрасли подтягивалось к международным стандартам, банки стали осваивать технологии корпоративного управления, стратегического менеджмента и управления собственной стоимостью.
Третий этап, консолидации и объединения российской банковской системы, ознаменовался несколькими крупными сделками по слияниям и поглощениям в 2004-2006 гг., среди которых следует отметить слияние Росбанка и группы ОВК, Русского Генерального Банка и Инвест-сбербанка, и, разумеется, одновременное слияние пяти крупных банков (Автобанка, «НИКойла», Брянского Народного Банка, Куз-бассугольбанка и Урало-Сибирского Банка), результатом которого стало создание банка Уралсиб.
Процесс консолидации и объединения банковской системы набирает силу и мощь, банковский бизнес становится в результате одним из лидеров по инвестиционной привлекательности среди отраслей экономики. Достигнутые успехи впечатляют: уровень развития российской банковской системы уже практически приближается к уровню стран Восточной Европы, а по некоторым параметрам и превосходит его. Активы банковского сектора с 1999 г. по настоящее время выросли в 8 раз, капитал российских банков увеличился в 9 раз, достигнув 6,2% ВВП. В 2000 г. совокупные активы банковской системы составляли всего 32% ВВП, а сейчас (преодолев психологическую планку в половину ВВП, причем после удвоения номинального ВВП!) составляют 53%.
Особую значимость имеет рост доверия населения и предпринимателей к банкам, Здесь лучший индикатор — это изменение среднего срока, на который вкладчики доверяют банкам свои средства. Если в 2001 г. 88% вкладов были открыты на срок до года и только 12% -свыше года, то сейчас вкладов на срок более года в целом по банковской системе больше 60%. Да и объем вкладов населения за семь лет вырос более чем в 9 раз.
Рост доходов населения, ставший естественным продолжением и одновременно движущей силой экономического роста и повышения доверия как клиентов к банкам, так и банков к своим клиентам, привел к резкому скачку кредитования населения и предприятий. Объем кредитов, выданных российскими коммерческими банками, увеличился с 1 до 9,5 трлн. руб. в течение б лет. В последние два года особенно интенсивный рост наблюдался в области ипотечного кредитования, которое стало локомотивом роста в строительстве. Хотелось бы особо это отметить, потому что как раз обеспечение населения жильем — наиболее очевидный фактор повышения качества жизни. В конечном счете для этого мы и работаем в банковской сфере.
В январе 2005 г. объем ипотечных кредитов в стране составлял «смешную» цифру — 257 млн. долл. США. Всего за год ипотека достигла уровня в 5,6 млрд., а в течение 2006 г. выросла до 9 млрд. долл. Рост финансирования строительства банками способствовал увеличению физических объемов жилищного строительства. С 2000 по 2006 г. ввод жилья вырос на 66% и превысил рекорды советского периода.
Популярные материалы:
Общая характеристика электронных цифровых платежных систем
Цифровые платежные системы относятся к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных – хранящиеся на смарт-картах и хранящиеся на жестком диске компьютера. Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. Грубо говоря, эти и есть наличные деньги. Цикл жизни электронных денег содержи ...
Расчеты с использованием постоянно действующих платежных
поручений
Банк-отправитель вправе принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение клиента [приложение 8], в соответствии с которым банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу одного или нескольких бенефициаров в определенные сроки, при поступлении денежных средств на сч ...
Торговля, основанная на возрастающих и опускающихся линиях тенденции
Возрастающие или опускающиеся линии тенденции фактически всегда дают возможность построить торговый план, основанный на них. Чем более ясная, более заметная и более очевидная линия тенденции, тем более легкой должна быть торговля. Я рекомендую, чтобы Вы обратили внимание на явление, обнаруженное мн ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.