Принципы организации расчетных операций:
1. Все расчеты осуществляются: только через банк; под контролем всех его участников.
- Через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
- Под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.
2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
- досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
- платеж после отгрузки товаров;
- пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
- просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).
2) Расчеты платежными поручениями
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.
Популярные материалы:
Цели, задачи и функции центральных банков
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской систем, поэтому основные цели их деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, ...
Структура компании
Страховая группа " Сибпром " - лидер добровольного медицинского страхования Кузбасса. На его долю приходится более 25% страховых премий по данному виду. Страхование представлено по классической комплексной программе ДМС. В составе страховой группы " Сибпром работает несколько специал ...
Структура и механизм функционирования кредитного рынка
Кредитный рынок представляет собой часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется распределение и перераспределение кредитных ресурсов. Кредитные институты (коммерческие банки и небанковские финансовые организации) осуществляют размещение собственных и привлеченных средств в виде ссудного капита ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.