Принципы организации расчетных операций:
1. Все расчеты осуществляются: только через банк; под контролем всех его участников.
- Через банк потому что государство, таким образом, контролирует объем денег в обращении Как известно, денежная масса может быть как в наличной, так и в безналичной форме. Принуждая предприятия держать средства в безналичном виде, государство получает возможность контролировать больший объем денег (наличность практически бесконтрольна).
- Под контролем всех участников, чтобы исключить возможность ошибки и разбазаривания денег.
2. Платежи со счета осуществляются по распоряжению владельцев, и это право клиента не может быть ограничено (исключение: деньги могут быть списаны по решению суда). Если денег на счете достаточно, чтобы удовлетворить все требования, предъявленные к счету, то списание средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента на списание (календарная очередность). Если же денег не достаточно, то списание происходит в очередности согласно Гражданскому Кодексу. При недостатке средств для оплаты расчетных документов, банк, в редких случаях (если клиент первоклассный, а недостаток денег – явление краткосрочное) может предоставить кредит, т.е. оплатить документы за счет собственных ресурсов, а при поступлении денег на счет, взыскать эту сумму.
3. Срочность платежей. Соблюдение этого принципа позволяет субъектам безналичных расчетов более рационально построить свой денежный оборот, точно определить потребность в заемных средствах и, таким образом, управлять ликвидностью своего баланса. Различают:
- досрочный платеж (предоплата, аванс) – платеж до отгрузки товаров;
- платеж после отгрузки товаров;
- пролонгированный (отсроченный) – платеж осуществляется через определенный срок после завершения торговой операции;
- просроченный (при отсутствии у плательщика средств).
Обеспеченность платежей, т.е. наличие у плательщика ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем.
Формы безналичных расчетов:
1) Акцептная форма расчетов (инкассовая форма, расчеты платежными требованиями).
2) Расчеты платежными поручениями
3) Аккредитивная форма расчетов – поручение покупателя банку осуществить оплату на условиях, которые определены в аккредитивном заявлении.
4) Чековая форма расчетов. Чек – это письменное распоряжение чекодателя банку заплатить чекодержателю сумму, указанную в чеке.
Популярные материалы:
Страхование имущества физических лиц
Объекты страхования На страхование принимаются: - квартира, жилой дом, коттедж; - отделка и оборудование помещений; - домашнее имущество; - дачное строение (дом, гараж, баня); - хозяйственные постройки; Страховые риски От чего можно застраховаться: - пожар; - залив; - стихийные бедствия; - противоп ...
Повышение эффективности банковской системы России
Российская банковская система почти за два десятилетия прошла три этапа развития и взросления. На первом этапе, до кризиса 1998 г., она развивалась в крайне неблагоприятной экономической и регулятивной среде, мешавшей созданию нормального банковского бизнеса, продуктов и технологий. Пожалуй, еди ...
Анализ предприятия на основе финансовых коэффициентов
Анализ ликвидности баланса Особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры баланса, так как решения о несостоятельности предприятия принимаются по признании неудовлетворительности структуры баланса. Оценка платежеспособности производится по данным бухгалтерского баланса (прил. 1) на основе ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.