Уполномоченный депозитарий – юридическое лицо, имеющее право (лицензию) на осуществление депозитарной деятельности в соответствии с действующим законодательством и уполномоченное на основании договора с эмитентом осуществлять ведение реестра владельцев облигаций и учет перехода прав собственности на облигации. Уполномоченный депозитарий является номинальным держателем облигаций от имени эмитента. [14, ст. 84]
Порядок получения лицензии на депозитарную деятельность регламентирован главой 39 Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Статус уполномоченного депозитария присваивается центральным депозитарием только банковским депозитариям по согласованию с Министерством финансов и Национальным банком в соответствии с постановлением Министерства финансов и Правления Национального банка от 18 декабря 2006 г. № 162/207 “Об утверждении Инструкции о порядке деятельности уполномоченных депозитариев” путем заключения договора на выполнение функций уполномоченного депозитария. На сегодняшний день в стране 16 уполномоченных депозитариев. (Приложение 1)
Национальный банк действует в качестве уполномоченного депозитария без присвоения ему указанного статуса.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, уполномоченным депозитарием может являться депозитарий-нерезидент Республики Беларусь, на которого не распространяются требования Инструкции «О порядке деятельности уполномоченных депозитариев».
Для получения статуса уполномоченного депозитария банк должен представить в центральный депозитарий следующие документы:
· заявление о присвоении статуса уполномоченного депозитария;
· копию специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
· последний годовой бухгалтерский баланс. Если банк действует менее года, то представляется бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
· копию регламента депозитария.
Представленные документы рассматриваются центральным депозитарием в течение 20 рабочих дней с даты их представления. [9, ст. 2]
Обязательным условием для получения статуса уполномоченного депозитария является наличие у банка программного обеспечения, позволяющего получать и передавать электронные документы по каналам электронной связи. Поэтому в пакете предоставляемых документов должно быть и описание функций программного обеспечения для осуществления депозитарной деятельности. [4, ст. 155]
Центральный депозитарий вправе отказать банку в присвоении статуса уполномоченного депозитария в случаях, предусмотренных пунктом 8 Инструкции «О порядке деятельности уполномоченных депозитариев». (Приложение 3)
В течение 5 рабочих дней с даты подачи банком документов, центральный депозитарий направляет копию представленного банком пакета документов в Министерство финансов. В Национальный банк направляется запрос о согласовании присвоения банку статуса уполномоченного депозитария. Министерство финансов и Национальный банк не позднее 10 рабочих дней после получения указанных документов направляют в центральный депозитарий заключение о возможности (невозможности) присвоения банку статуса уполномоченного депозитария.
Решение о присвоении статуса уполномоченного депозитария или об отказе в присвоении указанного статуса принимается центральным депозитарием в течение 3 рабочих дней после получения заключений Министерства финансов и Национального банка о возможности (невозможности) присвоения статуса уполномоченного депозитария.
Банк уведомляется о присвоении либо отказе в присвоении ему статуса уполномоченного депозитария в течение рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, путем направления в адрес указанного банка выписки из приказа центрального депозитария. [9, ст. 3]
Популярные материалы:
Методы оценки кредитоспособности
Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, д ...
Развитие банковской системы
На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить такие, как: - степень зрелости товарно-денежных отношений; - общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность; - законодательные основы и акты; ...
Понятие и формы андеррайтинга
Память о недавних кризисах и резких конъюнктурных колебаниях все еще отпугивает от нашей страны перспективных инвесторов. Для исправления ситуации мало общей политической стабильности и совершенствования законодательной базы. Необходимы грамотные и систематические экономические преобразования, в ча ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.