На наш взгляд, следует уделить особое внимание международным аспектам развития страхования. Рассмотрим международные тенденции развития страхования на примере страхования автотранспорта. Можно выделить несколько тенденций развития страхования ОСАГО.
Отметим, что первая тенденция – это повышение лимитов при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Если вторая директива Евросоюза (1983) устанавливала следующие минимальные суммы страхового покрытия (в экю): за причинение вреда здоровью – 350.000 на пострадавшее лицо, 500.000 на происшествие, а за материальный ущерб – 100.000 на пострадавшее лицо или 600.000 экю на происшествие в целом, то согласно пятой директиве (2005) эти суммы определены уже в размере 1 млн. евро на застрахованное лицо за причинение вреда здоровью или 5 млн. на происшествие независимо от числа пострадавших. Пятая директива уделяет также внимание включению пешеходов и велосипедистов в страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Они будут получать страховое возмещение при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае, если, согласно законодательству страны, это должно подлежать страховому возмещению.
Для государств, недавно вступивших в Евросоюз, это означало повышение сумм страхового покрытия.
Одновременно с этим в других странах - членах Евросоюза существует тенденция упразднения неограниченных сумм покрытия при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Отмечается и вторая тенденция: число и частота ДТП остаются неизменными или снижаются, а выплаты по убыткам, в первую очередь связанным с причинением вреда здоровью, возрастают. Соответственно наблюдается рост среднего размера выплаты; особенно это характерно для Великобритании. Средний размер выплаты в случае причинения вреда здоровью с 1990 г. по 2003 г. Во Франции, германии и Италии вырос примерно с 8-10 тыс. евро до 14 тыс. евро. В указанных странах при причинении вреда здоровью или в случае смерти установлены либо ранее существовали безлимитные стразовые суммы.
Основными причинами увеличения расходов являются: появление новых видов и способов урегулирования ущерба, включение страхования от потери заработка и влияние индивидуальных факторов, различных для каждого рынка.
Если сравнивать эти тенденции с тенденциями рынка развивающихся стран, то возможные последствия могут выглядеть следующим образом: на развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы следует ожидать крупные убытки в первую очередь от претензий по материальному ущербу. Вероятным представляется, в зависимости от законодательных норм и правил, рост количества и сумм страховых возмещений по причинению вреда здоровью, возникающих как следствие более высоких лимитов, так и согласно решениям суда.
Третья важная тенденция – дифференцированный подход в тарификации: в западной Европе при расчете премии новыми важными факторами являются: многосторонний глубокий анализ убытков и их причин, повышенное внимание к информации о социально-демографических факторах и повышение качества процесса тарификации.
Тенденция расчета страховой премии в Центральной и Восточной Европе состоят в следующем:
- структура тарифа, как правило, основана на ряде факторов (часто бонус-малус, регион, мощность двигателя транспортного средства и т.п.);
- в ряде рынках проводится активная доработка системы расчета страховой премии (например, машины классифицируются на основе статистики их убыточности и тарифы разрабатываются с учетом этой классификации), при дифференцированном подходе страховая защита и премия соответствуют конкретному риску;
- вводятся новые факторы, влияющие на расчет премии при страховании транспортного средства (пол и возраст водителя, социальные аспекты, профессия и т.д.).
Если задаться вопросом: в каком направлении вероятнее всего будет развиваться обязательное автострахование в Российской Федерации, - то с учетом господствующих тенденций речь пойдет о: увеличении страховых сумм; расширении условий страхования; установлении более высоких ставок; повышении спроса в перестраховании; урегулировании ущерба и предъявлении регрессных требований; регулировании взаимосвязи между обязательным, добровольным и каско - автострахованием.
Популярные материалы:
Виды потребительских кредитов
Организацию кредитных отношений и внешнее его проявление характеризуют виды кредита, которые формируются в зависимости от особенностей объекта, целевого направления, срока и т.д. Несмотря на выделение потребительского кредита как отдельного его вида он разбивается на различные подвиды, взаимосвязан ...
Анализ процесса кредитования физических лиц в ООО «Хоум Кредит энд Финанс
Банк»
ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» предоставляет потребительские кредиты физическим лицам в соответствии с инструкцией (утверждена правлением ООО «ХКФ Банк» протокол №18 от 06.06.2006 г.) на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности и целевого использования. При осуществлении креди ...
Тенденции развития кредитования физических лиц в современных условиях
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Здесь, одн ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.