Финансы » Статистические методы анализа результатов деятельности коммерческих банков » Понятие рейтинга

Понятие рейтинга

Одним из вариантов анализа, позволяющего получить комплексную оценку финансового состояния коммерческих банков и провести их сравнение, являются методики составления рейтингов.

В России разработка таких методик началась несколько лет назад.

Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому признаку, позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие банки в определённой последовательности по степени убывания данного признака.

Признак (критерий) классификации банков может отражать отдельные стороны деятельности банков (прибыльность, ликвидность, платёжеспособность) или деятельность банка в целом (объём операций, надёжность, имидж).

Характер формирования и назначение рейтингов различны. Так, рейтинг надёжности банков, определяемый ведомством банковского надзора, основывается на анализе не только данных синтетического учета (балансов), но и данных аналитического учета, сопровождаемого проверками на местах. Данные рейтинга не публикуются в официальной печати, а используются органами банковского надзора для предотвращения банкротств банков и обеспечения стабильности всей банковской системы. Рейтинги независимых рейтинговых агентств основываются на изучении официальной отчетности банков, как правило, балансов (и именно они становятся доступны массовой печати). Реальность таких рейтингов в значительной мере зависит от достоверности отчетных данных и системы показателей, используемой для характеристики надёжности банков. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, ассоциаций банков, аудиторских фирм), так непрофессионалы (вкладчики, акционеры).

Рейтинги отличаются по количеству учитываемых показателей. Так, в методике Оргбанка используется около 100 показателей, в ИЦ “Рейтинг” - 48, в рейтинге журнала “Деньги" - 7, “Интерфакс 100" - 12 показателей, в Аналитическом центре финансовой информации итоговый показатель рассчитывают по сумме 10 показателей, рейтинг “Сто крупнейших банков России” - на основе 4 показателей.

Существует ряд недостатков, снижающих применяемость рейтинговых оценок при определении финансового состояния коммерческих банков. Основные недостатки:

o Остаётся незавершённой проблема достоверного отражения финансового состояния банка в балансе. Существующие сегодня пробелы в финансовом законодательстве, несовершенство ведения бухгалтерии, а также не сформировавшиеся до конца правила поведения банков на рынке не позволяют в полной мере доверять их финансовой отчетности. Несколько сгладить эту проблему позволяет использование экспертных оценок, корректирующих формальные результаты расчетов. И такие оценки в той или иной степени сегодня действительно используются в каждой из существующих методик рейтинга. Однако формализовать мнения экспертов и выработать усреднённый критерий влияния экспертной оценки на положение того или иного банка в рейтинге пока не удалось никому.

o Обычно рейтинг рассчитывается по отчетности на конец года или полугодия, реже используются балансы на конец квартала. В печати рейтинг появляется спустя 2-4 месяца от даты анализируемых балансов (время необходимо на сбор и обработку информации). Такое отставание по времени - еще один недостаток рейтингов. Из-за неустойчивости банковской системы в настоящее время к моменту публикации рейтингов финансовое состояние банков уже изменяется и представленная информация устаревает.

o Практически все публикуемые рейтинги оценивают финансовое состояние только банков московского региона. Исключение составляют рейтинги по величине собственного капитала, например, “Сто крупнейших банков России” (в то время, когда в стране действует более 2,5 тысяч коммерческих банков) составляемые ИЦ "Рейтинг”.

Популярные материалы:

Разграничение видов имущественного страхования
В развитие положений ГК Закон об организации страхового дела среди видов страхования называет в том числе страхование гражданской ответственности; страхование предпринимательских рисков; страхование финансовых рисков. Для достижения цели заключения договора страхования страхователю необходимо в пер ...

Потребительский кредит, его сущность, роль и виды
Потребительский кредит ( от англ. «consumer credit», «purchase loan») – это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В России к потребительски ...

Этапы потребительского кредитования
Принципы существования кредита, являющиеся основой возникновения любого вида кредитных отношений (в том числе направленных на удовлетворение потребительских нужд населения), формируют его практическую реализацию – кредитование. Осуществление процесса потребительского кредитования требует наличия оп ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru