Страховой рынок представляет собой определенную сферу денежных отношений, в которой объектом купли-продажи являются страховые услуги и формируются спрос, предложение на них. Он характеризуется как сложная многофакторная динамическая система, состоящая из постоянно взаимодействующих и взаимозависящих экономических элементов, отдельных групп участников и субъектов рынка. Страховой рынок формируется из диалектического единства двух систем – внутренней системы и внешнего окружения, которые непрерывно взаимодействуют друг на друга в процессе их развития. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.
Основой формирования страхового рынка является необходимость осуществления воспроизводственного процесса, обеспечения его непрерывности и стабильности путем предоставления денежной компенсации пострадавшим экономическим субъектам и гражданам при неблагоприятных обстоятельствах в их жизнедеятельности.
Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели, посредники, их ассоциации, а также государство в лице органа страхового надзора – ФССН при Министерстве финансов РФ (рисунок 1).
Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи – физические и юридические лица, заключающие договора страхования с тем или иным продавцом.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Потребительская ее стоимость характеризуется обеспечением страховой защиты в форме страхового покрытия.
Региональный страховой рынок объединяет страховые организации отдельных регионов страны, связанных между собой тесными интеграционными связями. В России крупнейшим региональным рынком является страховой рынок Центрального федерального округа. Из семи региональных рынков РФ на долю рынка Центрального федерального округа приходится 60-70% собранных страховых премий и более 72% страховых выплат
Таблица 1 – Региональная структура страхового рынка России, %1
Федеральные округа |
Страховые премии |
Страховые выплаты | ||
2003 г. |
2004 г. |
2003 г. |
2004 г. | |
Всего, в том числе: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- Северо-Западный ФО |
7,1 |
8,2 |
5,9 |
6,9 |
- Центральный ФО |
70,2 |
63,4 |
79,1 |
72,3 |
- Приволжский ФО |
8,4 |
10,5 |
7,3 |
9,4 |
- Южный ФО |
2,4 |
3,5 |
0,9 |
1,9 |
- Уральский ФО |
5,5 |
6,7 |
3,8 |
4,9 |
- Сибирский ФО |
4,9 |
5,8 |
2,3 |
3,3 |
- Дальневосточный ФО |
1,5 |
1,9 |
0,7 |
1,3 |
Популярные материалы:
Основные задачи в сфере обеспечения развития бизнеса
Необходимым условием решения задач, стоящих перед банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка стану ...
Понятие и структура рынка ценных бумаг. Виды ценных
бумаг
В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Понятие "рынок ценных бумаг", или "фондовый рынок" объединяет отношения, возникающие при эмиссии и размещении ценных бумаг ...
Роль эмиссии ценных бумаг в формировании собственного капитала комерческого
банка
Капитал выполняет ряд важных функций в обеспечении управления и жизнедеятельности коммерческого банка. Во-первых, собственный капитал в части уставного капитала, внесенного учредителями банка, выступает на начальном этапе в роли стартовых средств, необходимых для строительства или аренды помещений, ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.