Новыми страховыми законами в России были установлены два вида страхования: 1) обеспечение рабочих в случае болезни; 2) страхование рабочих от несчастных случаев. Каждый из них имел свои организационные особенности. Страхование рабочих в случае болезни осуществлялось в больничных кассах, учреждаемых при отдельных фабриках, заводах, предприятиях и управляемых совместно представителями промышленников и рабочих. От несчастных случаев рабочие страховались в особых страховых товариществах, учреждаемых по одному на несколько губерний. Взносы в эти товарищества вносили только владельцы предприятий, которые и управляли этими товариществами без участия рабочих. Оба вида страхования распространялись на рабочих фабрик, заводов, мануфактур, горных заводов и промыслов, речного и озерного судоходства, трамвайных предприятий всех губерний и областей Европейской части России и Кавказского края.
Вне сферы действия новых Законов оказались предприятия, расположенные в Сибири и Туркестане, но на отдельные предприятия в этих регионах страхование рабочих могло быть распространено распоряжением Совета Министров. Общее руководство обоими видами страхования осуществлялось Министерством торговли и промышленности, при котором для этой цели был учрежден Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях учреждались особые присутствия по делам страхования рабочих.
Принятие в России Законов об обязательном страховании рабочих предоставляло возможность рабочим восстанавливать свое здоровье и поддерживать определенный жизненный уровень, а также свидетельствовало о том, что законодательство страны в большей мере стало отвечать изменившимся требованиям и условиям жизни, интересам всего общества.
Развитие страхования сопровождается концентрацией и централизацией капитала. Дореволюционное российское законодательство строго регламентировало инвестирование капиталов страховщиков. Финансовые ресурсы страховых обществ могли инвестироваться в государственные займы и акции торгово-промышленных предприятий и коммерческих банков. Средства направлялись на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Помещать средства в частные банки страховщики имели право лишь с разрешения Министерства внутренних дел и Министерства финансов России.
Проведенная в России в 1895 – 1897 гг. денежная реформа создала благоприятные возможности для деятельности иностранных страховых обществ. Масштабы страховой деятельности к концу XIX в., социальная значимость этой деятельности потребовали принятия мер государственного страхового надзора, который бы выражался в создании системы общих правил экономического поведения на страховом рынке. Правительственный надзор за деятельностью страховых предприятий впервые в России был установлен Высочайше утвержденным 6 июня 1894 г. мнением Государственного Совета «Положение о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ» и вверен состоящему при Министерстве внутренних дел Страховому комитету в составе двух представителей от названного министерства и двух от Министерства финансов под председательством директора Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел. При комитете имелась канцелярия (страховой отдел). К наиболее существенным обязанностям комитета относились ревизия страховых учреждений и обществ и разработка всех вопросов по страховой части.[14]
Вследствие нестабильности финансового положения отдельных страховщиков возникла необходимость введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и страхового надзора. В 1894 г. в России был установлен государственный надзор за деятельностью страховых компаний. Был учрежден Страховой комитет, а позднее с 1904 г. – Отдел страхования и противопожарных мер в Главном управлении по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В функции надзора входило наблюдение за исполнением правил о страховании, за сохранностью и правильностью помещения капиталов; рассмотрение проектов уставов и изменений в них, рассмотрение полисных условий, отчетов и балансов; назначение в случае необходимости ревизии акционерных страховых обществ и их ликвидация и т.д. Задачи страхового надзора были достаточно широкими, однако в полной мере никогда не выполнялись.
В 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб. Финансовые ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков. Особую значимость эти ресурсы имели в обслуживании государственного внутреннего и внешнего долга. [15]
Популярные материалы:
Состояние IPO в России, сравнение с международными
рынками
Устойчивый рост числа российских компаний, использовавших IPO в качестве привлечения инвестиций в развитие бизнеса, свидетельствует о наличии потенциала, кадрового, интеллектуального, технологического у российской промышленности, с другой - о том, что российские компании сами стремятся встраиваться ...
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, котор ...
Понятие договора имущественного страхования
Страхование - это разновидность отношений по защите интересов. Интересы, которым может быть предоставлена страховая защита, должны обладать следующими свойствами: (а) могут быть застрахованы только субъективные интересы; (б) возможность их страхования должна быть юридически признана. Имеется и трет ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.