Для чего служит документарный аккредитив?
Необходимость применения документарного аккредитива во внешнеторговых сделках зачастую вызвана следующими обстоятельствами:
Ø взаимное недоверие контрагентов: продавец рискует тем, что его товар не будет оплачен, тогда как для покупателя существует риск непоставки товара;
Ø нестабильность экономической и политической ситуации;
Ø стремление к получению дополнительных гарантий за счет участия в сделке третьей стороны - банка.
Такое столкновение интересов продавца и покупателя может быть смягчено с помощью оплаты товара против получения документов которая осуществляется в форме аккредитива в соответствии с положениями главы 46, параграф 3 ГК РФ («Расчеты по аккредитиву»).
Определение документарного аккредитива может быть дано следующим образом:
«Аккредитив - любая сделка, как бы она не была названа, в силу которой покупатель дает письменное указание своему банку выплатить (со счета покупателя) продавцу определенную сумму денег в пределах оговоренного времени, после предоставления последним документов, указанных покупателем»
Важно понимать, что банки имеют дело только с документами, но не с товарами, которые эти документы представляют, а также то, что банки рассматривают только документы, указанные в условиях аккредитива и не принимают во внимание какие-либо иные документы (как то контракты и иные соглашения между продавцом и покупателем).
Условия аккредитива полностью определяются покупателем и письменно сообщаются в банк покупателя одновременно с заявлением на открытие аккредитива. Банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), имеет обязательство по отношению к покупателю - произвести оплату против правильно представленных документов, указанных в условиях аккредитива, а также обязательство по отношению к продавцу, который имеет право получить оплату против правильно представленных документов.
С этим все обязательства банка исчерпываются.
Продавцу при использовании аккредитива необходимо запомнить два основных правила:
1. Сразу после получения уведомления о выставленном в его пользу аккредитиве, продавец должен тщательно проверить все его условия на предмет их соответствия договоренностям с покупателем (условиям контракта). Если какие-либо условия не могут быть выполнены, продавцу следует немедленно связаться с покупателем и договориться об их изменении. Только покупатель (приказодатель аккредитива) может изменить его условия! И никто больше.
2. Для того чтобы получить деньги по документарному аккредитиву, продавец должен представить документы в точном соответствии с условиями аккредитива и точно в срок, оговоренный в аккредитиве. Любое несоответствие стоит денег! В случае, если представленные документы в чем бы то ни было отклоняются от указанных в аккредитиве, банк делает запрос покупателю (это оплачиваемая услуга !) на предмет изменения условий платежа. При этом банки не несут никакой ответственности за любые несоответствия между документами и самим товаром, так как банки работают только с международными торговыми документами, но не с товарами.
Аккредитив должен определять в деталях, какие документы, с каким содержанием будут требоваться. Если точные инструкции отсутствуют, банк принимает документы такими, какими они представлены, при условии, что содержащиеся в них данные не противоречат какому-либо другому представленному документу[6]. Следует избегать общих понятий, которые ведут к разногласиям. Сюда относятся также такие термины, как "первоклассный", "независимый", "официальный" и подобные[7].
Популярные материалы:
Операции с векселями коммерческих банков РФ
Как уже отмечалось выше, в последнее десятилетие прошлого века векселя часто употребляли в российском деловом обороте. Одно время в ходу даже была довольно экстравагантная идея, что именно вексель призван спасти страну от катастрофического кризиса неплатежей. Сегодня рынок вексельных операций значи ...
Комплексное
практическое задание
В кейнсианской модели условие достижения совместного равновесия на рынке благ, денег и капитала определяется пересечением линий IS и LM. Точка их пересечения указывает реальные значения ставки процента и национального дохода, при которых одновременно на трех названных рынках спрос равен предложению ...
Методы оценки кредитоспособности
Оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, д ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.