Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную недееспособность государственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап и в развитии казахстанского малого бизнеса. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в казахстанской экономике. Кроме того, он спасал многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
В экономике Республики Казахстан стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого предпринимательства является оказание им содействия в решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные проекты.
В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.
С целью создания благоприятного климата для развития малого бизнеса были разработаны программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы и программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Опыт государственной поддержки малого предпринимательства на территории области в течение 2006 - 2008 годов подтверждает это. За 2006 год в области было зарегистрировано 33375 субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), из них 28298 индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских хозяйств, и 5077 предприятий, имеющих статус юридического лица. В 2007 году количество СМП составило 37010 единиц, темп роста к 2006 году составляет 110,9%. На 1 октября текущего года в области зарегистрировано 39014 СМП, из них 33193 осуществляют свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства, 5821 - в форме юридического лица. Количество действующих субъектов малого бизнеса за годы действия этих программ выросло более чем в 3,5 раза, причем основной рост произошел за счет увеличения количества индивидуальных предпринимателей. Если в 2000 году соотношение юридические лица - индивидуальные предприниматели было 45 на 55, то к концу 2008 года это соотношение изменилось на 35 на 65. Это говорит о качественном росте частного сектора в городе. По состоянию на начало 2009 года, наибольшее число предприятий малого бизнеса сосредоточено в сфере торговли (48,5%) и в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям (22,2%). По показателю «плотности» малых предприятий (4000 МП на 100 тыс. жителей) Алматы находится на уровне среднеевропейских городов (4 - 6 тыс. малых предприятий на 100 тысяч жителей).
Популярные материалы:
Коммерческие банки. Роль и место в кредитной системе
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование др ...
Развитие законодательства в области ипотечного кредитования
Совершенствование законодательной базы подтолкнуло банки к активизации своей деятельности на данном направлении: за последнее время количество кредитных организаций, предлагающих программы ипотечного кредитования, существенно возросло. Следствием увеличения количества кредитных организаций, проводя ...
Общая характеристика электронных цифровых платежных систем
Цифровые платежные системы относятся к дебетовым системам. Существует два типа цифровых наличных – хранящиеся на смарт-картах и хранящиеся на жестком диске компьютера. Эти системы по существу аналогичны наличным деньгам. Грубо говоря, эти и есть наличные деньги. Цикл жизни электронных денег содержи ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.