Анализируя феномен ипотечного жилищного кредитования в системе управления муниципальным образованием (как в условиях стабильной мировой экономики, так и с учетом влияния на развитие этого процесса мирового финансового кризиса) нами сделан акцент на особом позиционировании его потенциала (как инвестиционного, так и организационного) в формировании и реализации экономических стратегий муниципального уровня. Выявленная в результате активного развития ипотечного жилищного кредитования в России (рис.1) и регионах многоаспектность проявления его эффектов:[10]
- в виде прямого экономического (в строительном комплексе); мультипликативного (в целом ряде сопряженных со строительной сферой отраслей муниципальной экономики);
- социального (для социума территории); инвестиционного (в соответствующих процессах регионального и муниципального уровней), - инициировала уточнение места и роли института жилищной ипотеки в формировании стратегий социально-экономического развития и модернизации муниципальной экономики.
Являясь важным фактором социально-экономического развития муниципального образования и сложным финансовым инструментом, ипотечное жилищное кредитование оказывает – через привлечение средств в жилищное строительство– стимулирующее воздействие на широкий диапазон смежных отраслей и экономику муниципального образования в целом. В рамках жилищной ипотеки можно решить большое количество социально – экономических проблем, стоящих перед муниципальным образованием, регионом и государством в целом (рис. 2).
Рис. 1. Анализ и прогноз развития рынка ипотечного жилищного кредитования в России[11]
В число этих проблем входит повышение денежных доходов и жизненного уровня граждан, снижение инфляции за счет оттягивания на себя временно свободных денежных средств граждан и предприятий, расширение жилищного строительства на рыночных принципах, увеличение ВВП за счет роста платежеспособного спроса на продукцию стройиндустрии и смежных отраслей промышленности и т.д.[12]
С экономической точки зрения одним из важных аспектов жилищной ипотеки для муниципального хозяйства является то, что средства, затраченные на покупку жилья, инвестируются, в первую очередь в стройиндустрию и способствуют увеличению темпов экономического роста МО. С другой стороны, ИЖК, являясь одним из видов банковского кредита (поскольку предоставляется на условиях возвратности, платности и срочности), стимулирует развитие инвестиционных процессов в границах муниципального образования, причем преимущественно инновационно-ориентированных.
То есть ипотечное жилищное кредитование является мощным инструментом не только развития инвестиционного потенциала в экономике муниципального образования, но и его аккумулирования в точках инновационного роста, что делает ИЖК одновременно и антиинфляционным механизмом, способствующим оттоку капитала из сферы текущего потребления и его движению в сферу капитального строительства.[13] При этом следует отметить двойственность толкования инновационного статуса ИЖК в системе муниципального образования: как инновационной модели инвестирования и как специфической формы финансирования инноваций в жилищной и сопряженных с ней сферах муниципальной экономики (рис.3).
Рынок ипотечного жилищного кредитования динамично развивается, правда, на сегодняшний день, в связи с экономическим кризисом, многие банки стали ощущать нехватку «длинных» денег. Это, в основном, те структуры, которые, производя заимствования на Западе, затем использовали эти средства, в том числе, и для выдачи ипотечных кредитов. Как следствие, банки сократили количество ипотечных программ, ужесточили требования к заемщикам. Это и хорошо, ведь именно выдача кредитов повышенного риска привела к ипотечному кризису в США.
В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что для формирования эффективно функционирующей системы ипотечного жилищного кредитования муниципального образования, прежде всего, необходима действенная система ипотечных институтов, включая банки и другие кредитные учреждения, непосредственно осуществляющих ипотечные операции в границах МО.
Ипотечное жилищное кредитование как относительно самостоятельная целостная система, с одной стороны, и как составная часть рыночной экономики муниципального образования, - с другой, должна опираться на имеющийся международный опыт развития ипотечного кредитования, быть адаптирована к российской законодательной базе, учитывать макроэкономические условия и региональные детерминанты, ограниченную платежеспособность населения, высокую инфляцию.
Популярные материалы:
Организация и формы мeждународных раcчeтов
Внeшнeэкономичecкиe и нeэкономичecкиe cвязи мeжду юридичecкими и физичecкими лицами различных cтран приводят к возникновeнию дeнeжных трeбований и обязатeльcтв. В границах одной cтраны такиe трeбования и обязатeльcтва оcущecтвляютcя в национальной валютe. Ecли рeчь идeт о cвязях мeжду юридичecкими ...
Нормативная база
кредитования физических лиц в РФ
В России за последние годы был принят ряд базовых законов, заложивших основу правового регулирования кредитно-банковской деятельности. Это – Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской дея ...
Рынок государственных ценных бумаг
Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства эмитента (юридическое лицо осуществляющее выпуск ценных бумаг – государства, чаще всего в лице казначейства) перед приобретателем данных обязательств (держателем государственных ценных бумаг) в том, что эмитент обязуется в срок и в полной м ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.