Содержание и ход обсуждения такого актуального и очень сложного вопроса, каким является развитие личного страхования в нашей стране, заставляет отнестись к перспективам его развития со всей серьезностью.
Когда речь идет о состоянии и перспективах развития страхового рынка, о страхователе традиционно забывают. Между тем именно состояние и перспективы развития платежеспособного спроса на страхование вообще и личное страхование в частности будут определять состояние и перспективы развития отечественного страхового рынка.
В настоящее время необходимо формировать такую систему стимулов развития личного страхования, которая бы базировалась на научном понимании того состояния, в котором реально находится страхователь – платежеспособный спрос. Следует понять, что личному страхованию и, в частности, долгосрочному страхованию жизни предстоит развиваться в условиях ограниченной платежеспособности потенциальных страхователей. Это – главный объективный фактор, который будет определять состояние отечественного страхования в долгосрочной перспективе.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что действительно серьезная проблема недостаточной платежеспособности потенциальных отечественных страхователей подменяется надуманной проблемой якобы их неразвитого страхового менталитета.
Действительно, в условиях ограниченной платежеспособности российские страхователи становятся весьма привередливыми и не хотят платить лишние деньги за страхование, тем более что им нередко предлагаются далекие от их реальных потребностей страховые продукты.
В целях обеспечения условий для поступательного развития рынка необходимо создавать стимулы для активизации непосредственной работы страховых организаций со страхователями, в частности, стимулировать деятельность страховых компаний по развитию «страхового поля». Для этого должны стимулироваться вложения в развитие агентской и филиальной сетей, в распространение страхового образования и консультирования.
Особое значение для развития отечественного страхового рынка имеет стимулирование деятельности российских страховых брокеров. Специфика страхования такова, что потребители страховых услуг часто представлены на рынке через брокера. Именно профессиональный страховой брокер является выразителем потребностей и интересов потенциального страхователя – это общемировая практика особенно актуальная для России, где страхователь, имеющий ограниченную платежеспособность, остро нуждается в профессиональной «опеке». В российских условиях стимулирование развития брокерской деятельности означает расширение потребительского потенциала рынка, а значит − создание условий для его расширенного воспроизводства. В то же время Россия является, чуть ли не единственной страной в мире, где существует НДС на доходы страховых брокерских организаций. Получается нонсенс: страховые и перестраховочные премии у нас в стране освобождены от НДС, а брокерское вознаграждение, являющееся органической составной частью этих премий − нет.
Наличие этого недоразумения приводит к тому, что отечественные брокеры вынуждены в прямом смысле терять 16,7 % своих доходов. Терять потому, что даже сколько-нибудь приемлемого законодательства в отношении страховых брокеров вот уже скоро как десять лет не принято, хотя налоги собираются исправно.
Популярные материалы:
Понятие банковской деятельности
Действующее законодательство не содержит легального понятия «банковской деятельности», однако систематический анализ норм о банках и банковской деятельности, позволяет такое определение сформулировать. Банковская деятельность – это, прежде всего, деятельность, осуществляемая банками и кредитными ор ...
Акцептованный аккредитив
Акцептованный аккредитив (Acceptance Credit), иногда именуемый также срочным аккредитивом (Term Credit, Usance Credit), отличается тем, что по его условиям продавец выписывает тратту на имя авизующего/подтверждающего банка с требованием оплаты на определенную дату в будущем, например «в течение 30 ...
Современные концепции и стратегии управления формированием ресурсной базы в коммерческом банке
Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением. Управление ресурсами коммерческих банков можно ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.