Банковский надзор является одной из форм регулирования банковской деятельности, и его совершенствование играет важную роль в развитии банковской системы.
Функции банковского надзора отличаются от других функций в системе общегосударственного надзора за банковской деятельностью по целям и задачам, а также по методам и инструментам.
Функции надзора предполагают установление нормативных требований к банкам при невмешательстве в их оперативную деятельность. Контрольные функции включают в себя осуществления контроля за соблюдением законодательства и правильностью осуществления банковских операций. Функции государственного регулирования деятельности банков включают в себя помимо изложенного установление правил осуществления банковских операции, порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, установление норм обязательного резервирования, осуществление рефинансирования банков и операций на открытом рынке в целях выполнения государственной денежно - кредитной политики [5, с.35].
Основной целью банковского надзора является обеспечение стабильности банковской системы и доверия к ней, сокращение риска потерь для кредиторов и вкладчиков. Исходя из указанной цели для банковского надзора характерны следующие принципы:
оперативная и финансовая независимость банковского надзора от других функций государственного регулирования и управления, включая и осуществляемые и Национальным Банком. Цели и задачи банковского надзора могут расходиться с целями и задачами других функций государственного регулирования. Исходя из специфики своих целей и задач и их важности для стабильности банковской системы и экономики в целом орган банковского надзора должен обладать достаточной независимостью в рамках своих полномочий по установлению пруденциальных норм банковской деятельности и равных требований ко всем банкам.
достаточность средств и полномочий органа банковского надзора для сбора и проверки сведений о деятельности банков, а также их учредителей и связанных с банками лиц, включая надзорные проверки на местах, а также по принудительному осуществлению принятых решений в рамках надзорных функций. Надзорный орган должен иметь доступ к любой информации об операциях банка для определения их сущности и составления обоснованного суждения о рисках, принятых на себя банком при их осуществлении. Кроме того, надзорный орган должен иметь доступ к сведениям об учредителях и других лицах могущих оказать влияние на деятельность банков, чтобы избежать возможного негативного влияния их на деятельность банка и ограничения доступа на банковский рынок недобросовестных участников;
невмешательство в оперативную деятельность банков. Обладая достаточными полномочиями общих пруденциальных требований и ограничений, а также по применению корректирующих мер воздействия к банкам, их нарушающих, орган банковского надзора не должен вмешиваться в оперативную деятельность банков, давать указания об их осуществлении или неосуществления тех или иных операций с тем или иным клиентом, если она находится в пределах установленных требований;
создание равных условий деятельности для всех банков; недопущения отклонения от общих пруденциальных требований для отдельных банков, создания им этим самым конкурентных преимуществ;
Популярные материалы:
Система гарантий сохранности и возврата вкладов клиентов
Теоретически любой банк постоянно подвергается риску платежеспособности по различным причинам. При таких обстоятельствах у банка возникают проблемы выполнения своих обязательств перед вкладчиками. Кроме того, каждый банк – это звено национальной банковской системы, банкротство одного из них может п ...
Cтруктура банковcких опeраций на мировом рынкe
Коммeрчecкиe банки являютcя одним из наиболee активных учаcтников мирового финанcового рынка. Как ужe отмeчалоcь, они могут выcтупать в качecтвe инвecторов, заeмщиков и поcрeдников на этом рынкe. Для этого банки могут иcпользовать различныe организационныe cтруктуры: мeждународный дeпартамeнт, прeд ...
Оценка портфельных инвестиций на развитие экономики РФ
С начала 90-х годов существовала масса проблем, ухудшающих инвестиционный климат в России. К числу наиболее острых из них относятся: слабая защита акционеров, недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка по сравнению с западными аналогами, высокая налоговая нагрузка на эмитентов, инвесторо ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.