Цель анализа банковской деятельности состоит в том, чтобы на основе сбора, обработки и анализа данных о состоянии и движении средств кредитных учреждений:
• показать изменения, которые происходят в развитии операций, выполняемых банками, определить пропорции и закономерности развития кредитования и денежного обращения;
• выявить факторы доходности и поддержания ликвидности кредитных учреждений;
• оценить степень риска при предоставлении банковских услуг и определить направления его минимизации;
• контролировать соблюдение установленных ЦБ экономических к нормативов;
• выявлять имеющиеся финансовые резервы и направлять их в экономику.
Основными задачами банковской статистики являются:
• сбор, обработка и анализ информации об экономических и социальных процессах, протекающих в банковской системе страны;
• разработка программ статистических наблюдений;
• совершенствование системы показателей, методологии их исчисления и анализа;
• разработка методов статистического анализа конкретных явлений банковского сектора и другие.
Все эти и другие задачи банковской статистики решаются с помощью специально разработанной системы статистических показателей, которые находятся в тесной взаимосвязи, как между собой, так и с другими системами статистических показателей, характеризующих состояние экономики в целом.
Система статистических показателей деятельности банковских учреждений необходима для выявления и статистической характеристики закономерностей развития наличного денежного и безналичного оборота, кредитования экономики и других банковских операций для оценки надежности и эффективности работы банков.
При этом статистика должна обеспечить:
• определение исходных понятий, категорий, терминов и задач исследования;
• составление методики исчисления соответствующих экономических показателей, определение форм, объектов и единиц первичного наблюдения, а также способов и методов сбора информации;
• проверку полноты, точности и достоверности данных, обработку исходных материалов в соответствии с установленной системой показателей.
Обработка информации в банковской статистике осуществляется различными методами экономической и математической статистике. С их помощью раскрываются закономерности и пропорции, определяются зависимости, тенденции и количественная оценка развития отдельных процессов банковского сектора, анализируется эффективность и качество банковской работы.
Основные методы банковской статистики.
• сводка и группировка данных;
• расчет абсолютных, относительных и средних величин.
• составление рядов распределения и их динамика, и анализ
• корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязанных явлений и процессов, факторный анализ для выявления экономических резервов кредитно-денежной системы.
Статистика изучает банковскую систему и ее деятельность по различным аспектам, а именно: количеству банков, формам их собственности и назначению, видам кредитно-расчетного обслуживания, ассортименту оказываемых услуг; филиалам и/или отделениям банков; отраслевой принадлежности или формам собственности клиентов банка; характеру объекта кредитования, размеру операций и т.д.
Для этих целей в банковской статистике широко используются различные группировки. Выбор группировочных признаков зависит от целей и задач статистического анализа, конкретных потребностей управления денежно-кредитной системой.
Относительные показатели позволяют определять и анализировать структуру и динамику основных явлений банковской сферы.
Факторный и корреляционный анализ дает возможность для выявления и определения степени взаимосвязи факторов, влияющих на развитие тех или иных экономических процессов, анализа деятельности банковской системы.
Популярные материалы:
Методы определения доходности по ценным бумагам
Каждый инвестор, вкладывающий деньги в акции или в любой рискованный вид ценных бумаг, является в некотором смысле игроком, и выбор, который он делает, зависит от его характера, от его склонности к риску. Инвестор может вложить свои деньги не в один вид ценных бумаг, а в несколько, сформировав порт ...
Банковские кризисы: сущность, факторы возникновения и особенности проявления
В работе рассмотрена роль банков в развертывании кризисных явлений, проанализированы направления исследований, а также приведены подходы к выяснению причин возникновения, определения сущности и оценки последствий банковских кризисов. В возникновении и развитии кризисных явлений заметно возросла рол ...
Классификация кредитов, предоставляемых физическим лицам
Кредитная политика банков предусматривает выдачу кредитов юридическим и физическим лицам. Зачастую, кредиты, выдаваемые физическим лицам, называют потребительскими. Потребительскими ссудами в нашей стране признаются ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяет ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.