Выявленные процессы в деятельности банков свидетельствуют о том, что необходима разработка механизма взаимодействия привлечения средств клиентов и рынка банковских ресурсов. Большую роль здесь играет депозитная политика банков Республики Беларусь, в том числе и банка ОАО «Банк Москва-Минск».
К определению сущности депозитной политики нельзя подойти однозначно. Сущность депозитной политики и ее цели изменяются в зависимости от ее субъекта. Поэтому можно различать депозитную политику государства, коммерческих банков и самих клиентов (вкладчиков).
Депозитная политика коммерческого банка представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению средств юридических лиц и сбережений населения на возвратной основе.
Депозитная политика ОАО «Банк Москва-Минск» должна включать:
- разработку стратегии для осуществления деятельности банка по привлечению сбережений, основанную на всестороннем исследовании рынка, то есть анализ окружающей среды, рынка сбережений, места и роли банка на этом рынке, диагностика и прогнозирование;
- формирование тактики банка по разработке, предложению и продвижению новых банковских продуктов для клиентов (в области товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);
- реализацию разработанной стратегии и тактики;
- контроль реализации политики и оценку ее эффективности;
- мониторинг деятельности банка по привлечению сбережений населения.
Таким образом, депозитная политика должна строится по маркетинговым принципам. Далее разделим депозитную политику на четыре маркетинговых составляющих:
1) политика в области продукта (ассортимент депозитов и их объем);
2) ценовая (процентная) политика банка по депозитам;
3) политика в области сбыта;
4) коммуникационная политика.
Первый этап включает:
1 Анализ среды, рынка сбережений, места и роли ОАО «Банк Москва-Минск» на этом рынке.
2 Диагностика (исследование результатов анализа, критическая оценка, выявление сильных, слабых сторон банка, его рисков и перспектив).
3 Прогноз развития банка на рынке сбережений при сохранении влияния действующих факторов.
Результаты исследования рынка сбережений должны показать, в какой степени ОАО «Банк Москва-Минск» будет конкурентоспособен на этом рынке.
Далее определяются направления политики, пути ее реализации, осуществляется контроль, который может производиться с помощью мониторинга. С одной стороны мониторинг – это наблюдение за рынком сбережений, а с другой – это процесс анализа и прогнозирования реализации депозитной политики банка.
В связи с тем, что депозитная политика осуществляется на макро- и микроуровне, мониторинг предлагается рассматривать с двух позиций:
1) с точки зрения оценки эффективности реализуемой банком депозитной политики;
2) с точки зрения оценки деятельности коммерческого банка Национальным банком в отношении соблюдения им обязательных нормативов деятельности; сохранения ликвидности; правильности оформления и учета операций по привлечению средств; соблюдение законодательства Республики Беларусь; эффективности деятельности банка на рынке сбережений.
Мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений.
Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком депозитной (сберегательной) политики может сам банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия населения к финансово- кредитным институтам. Кроме того, благодаря выявленным в ходе мониторинга резервам повышения эффективности сберегательной деятельности, банк может оптимизировать свою работу с населением [18, c. 36].
В связи с этим можно выделить следующие направления депозитной политики ОАО «Банк Москва-Минск»:
Популярные материалы:
Проблемы кредитной политики коммерческого банка
Стабилизация ликвидности российского финансового сектора повлекла за собой рост конкуренции между финансовыми организациями и снижение ставок кредитования. Кроме того, экономике Российской Федерации присущи некоторые черты развивающегося рынка. Среди них можно отметить неконвертируемость национальн ...
Потребительский кредит,
его сущность, роль и виды
Потребительский кредит (
от англ. «consumer credit», «purchase loan») – это форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. В России к потребительски ...
Краткая характеристика вида страхования
В соответствии со ст. 137 Гражданского кодекса РФ к животным применяются общие правила об имуществе. Под страхованием животных подразумевается имущественное страхование. Такой договор может быть составлен в отношении любого лица, имеющего основанный на законе интерес. Он оформляется в письменной фо ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.