Финансы » Кредитование населения на потребительские цели » Риски потребительского кредитования и их регулирование

Риски потребительского кредитования и их регулирование
Страница 3

На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор сможет определить порядочность клиента и достоверность представленной им информации. После внимательного изучения всех документов, представленных потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки информации, полученной на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку, анкету и сопроводительные документы). После чего осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента.

Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде.

При различных вариантах оценки кредитоспособности их объединяет то, что они основываются на данных отчетности и относятся к предшествующему периоду. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде.

Основные недостатки оценки кредитоспособности заемщиков связаны с тем, что они основываются на данных отчетности, характеризующих состояние дел в предшествующем периоде.

Значительные размеры процентных ставок сказываются на увеличении расходов заемщиков, а соответственно и на их кредитоспособности. Естественно, это необходимо учитывать при оценке кредитоспособности. Состояние платежной дисциплины заемщика имеет немаловажное значение для характеристики его кредитоспособности.

Ответственность, правдивость и серьезность намерений клиента погасить всю задолженность составляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.

Если у кредитного инспектора после изучения документов, предоставленных заемщиком, и бесед с ним возникли сомнения относительно надежности клиента, его желания и способности погасить кредит, то клиенту следует отказать в кредитовании. В противном случае банк наверняка будет иметь дело с проблемным кредитом, погашение которого вызывает серьезные сомнения.

Кроме того, существует методика применения специальной шкалы для измерения рейтинга заёмщика по системе «кредит – скоринг», т.е. начисления баллов клиенту в зависимости от уровня его кредитоспособности. Скоринг при оценке кредитоспособности частных заемщиков появился в банках в качестве компромисса: кpедитный комитет физически не способен рассматривать каждую заявку в индивидуальном порядке, а наpащивать объем выдаваемых кредитов необходимо. Математическая модель, лежащая в основе кредит-скоринга,— попытка с помощью формальных критериев выявить заемщика, который будет платить и желательно по своей доброй воле. Заемщику, считающему себя человеком дисциплинированным и платежеспособным, не стоит обижаться на банкиров, если в кредите ему все-таки отказывают.

Строго говоря, совершенствовать скоринговые модели можно до бесконечности. Как асимптота бесконечно приближается к своей гиперболе, но никогда не пересекает ее, так и применение самого совершенного и дорогого скоринг-продукта не может гарантировать банку нулевой риск невозврата кредита. Повторимся, кредит-скоринг— продукт сугубо математический, не учитывающий личного мнения банкира относительно персоны заемщика. Задача кредит-скоринга— обеспечить приемлемый размер риска при необходимом уровне выдаваемых кредитов.

Впервые техника кредитного скоринга была разработана американским экономистом Д.Дюраном в начале 1940-х годов для отбора заёмщиков по потребительскому кредиту. Дюран считал, что его техника может помочь кредитному работнику легко и быстро оценить качество обычного претендента на ссуду, но в экстраординарной ситуации прогнозные качества данной модели ослабевают.

Дюран выявил группу факторов, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при выдаче потребительской ссуды. При этом он использовал систему подсчёта баллов, представленную в Прил. А (табл. 1. Система подсчёта баллов Д.Дюрана).

В условиях широкого развития потребительского кредитования неплатежеспособность заемщика выходит за рамки конкретных договорных правоотношений и превращается в социальную проблему, которую невозможно решить обычными способами принуждения к исполнению договоров или компенсации убытков. Государство вынуждено предпринимать меры, направленные на облегчение положения должников-потребителей, а не на ужесточение санкций к ним.

Конструкцией, направленной на решение проблемы неплатежеспособности потребителя, является, например, установление иного, нежели при обычных обстоятельствах, порядка распределения поступающих от должника денежных сумм.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Методы управления рисками, связанными с использованием информационных и телекоммуникационных систем
Во внутренних документах кредитной организации рекомендуется определить методы оценки операционного риска. Кредитные организации могут разрабатывать методы оценки операционного риска самостоятельно либо использовать методы, принятые в международной банковской практике. В международной банковской пр ...

Анализ расчетно-кассового обслуживания предприятий
Отдел по работе с юридическим лицами является самостоятельной структурной единицей отделения банка, возглавляются начальником отдела и подчиняется управляющему. Отдел осуществляет по поручениям клиентов расчетные и кассовые операции, предусмотренные действующим законодательством и нормативными доку ...

Анализ условий и динамики потребительского кредита в ОАО «ОТП Банк»
Рассмотрим структуру рынка потребительского кредитования в сибирском регионе в 2006 году. Рисунок 8 – Долевое участие конкурирующих банков на рынке потребительского кредитования г. Новосибирска в 2006 г. Как видно из рис. 8, наиболее сильными конкурентами на этом рынке являются три банка: 1. Банк « ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru