Управление банковскими ресурсами представляет собой деятельность, связанную с привлечением денежных средств вкладчиков и других кредиторов, определением величины и соответствующей структуры источников денежных средств в тесной увязке с их размещением. Управление ресурсами коммерческих банков можно условно подразделить на два базовых уровня - уровень государства (макроэкономический) и уровень самого коммерческого банка (рис.1 )
Рис. 1 Базовые уровни управления ресурсами коммерческих банков
На уровне государства управление ресурсами коммерческих банков происходит через Национальный банк Украины с использованием различных инструментов. К числу основных инструментов регулирования ресурсной базы со стороны НБУ следует в первую очередь отнести (рис.2.).
При этом на каждом уровне управления (будь то макроэкономический или корпоративный уровень) используются как экономические, так и организационные методы. Сами же методы прямо либо косвенно воздействуют на величину ресурсов коммерческих банков.
Рис. 2 Инструменты регулирования ресурсной базы комбанков со стороны НБУ
Рассмотрим основные механизмы данного воздействия подробнее. Предоставление Национальным банком Украины кредитов коммерческим банкам непосредственно влияет на величину их пассивов. При этом важное значение имеет процентная политика, проводимая Национальным банком Украины в межбанковском кредитовании. Часть кредитов Национального банка Украины связана с рефинансированием коммерческими банками их активов.
Другим важным инструментом, который использует Национальный банк Украины, являются операции на открытом рынке. Операции Национального банка Украины по купле-продаже государственных ценных бумаг увеличивают или снижают величину пассивов коммерческих банков. Эксперты считают этот инструмент более действенным, однако в силу недостаточного развитого рынка ценных бумаг данный инструмент регулирования в Украине не соответствует возможностям его применения.
Третий по значимости инструмент регулирования ресурсной базы коммерческих банков (некоторые эксперты считают его вторым по значимости) это установление экономических нормативов (показателей) регулирования деятельности коммерческих банков. Минимальный размер уставного фонда коммерческих банков не только прямо, но и косвенно влияет на величину собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов взаимосвязано с уставным фондом.
Четвертый макроэкономический инструмент это величина обязательных резервов коммерческих банков. Обязательные резервы это часть ресурсов коммерческих банков, внесенных на беспроцентный счет в Национальном банке Украины по его требованию. Обязательные резервы выполняют также функцию страхования депозитов и вкладов.
В регулировании ресурсов важное место отводится показателям ликвидности коммерческого банка и максимального размера риска на одного заемщика. Соблюдение указанных показателей требует поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства. При размещении ресурсов коммерческие банки исходят из степени кредитоспособности клиентов. Следует отметить, что перечисленные выше инструменты макроэкономического воздействия со стороны Национального банка Украины в сфере регулирования ресурсов коммерческих банков могут быть эффективными только в условиях их тесной увязки с налоговой политикой и действующим законодательством страны. Например, высокие ставки налогообложения прибыли уменьшают денежные средства, остающиеся в распоряжении коммерческого банка для выплаты дивидендов и собственного развития, а, следовательно, негативно влияют на формирование не только собственного капитала, но и на операции по привлечению вкладов и депозитов. Изъятие ресурсов Национальным банком Украины для покрытия бюджетного дефицита влечет за собой уменьшение ресурсов коммерческих банков, снижает их заинтересованность в совершенствовании работы по мобилизации временно свободных средств предприятий, организаций и населения.
Популярные материалы:
Эмитенты, инвесторы на рынке ценных бумаг
Эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги в обращение. Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» определяет его как «юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, зак ...
Правовое регулирование аккредитивов
Документом, регулирующим правовые отношения между контрагентами при осуществлении аккредитивных операций, являются «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» УПДА. Отношения между российскими лицами (сторонами аккредитивной формы расчетов) регламентируются также ст.ст. 867-87 ...
Возникновение банков
На протяжении всего периода зарождения первых древних государств (начиная с 3 тысячелетия до н. э.) в качестве денег, использовались наиболее важные, общественно значимые предметы потребления (скот, зерно, меха, кожа и пр.). Товарные деньги обладали высокой транспортабельностью, относительной сохра ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.