Несмотря на значительное количество коммерческих банков, функционировавших в России до финансово-экономического кризиса 1998 г., эта система в целом качественно незрелая. Низкое качество проявилось как в аспекте технической неотрегулированности банковских расчетов, так и в возможностях банковской системы эффективно регулировать денежное предложение.
В современной российской экономике банки не обладают значительным финансовым потенциалом и не имеют, как например, в США, Японии, Германии, Великобритании, объемы кредита, превышающие объем внутреннего валового продукта этих стран. На становление банковского сектора оказывает влияние ряд сложных социально-экономических факторов, данный процесс включает развитие рынка банковских услуг, основанных на частной собственности.
Вместе с тем институциональная организация банковской системы не отвергает, а, напротив, предполагает участие в ней государственной власти. Само создание денег, их чеканка, печатание, определение и фиксация стоимости, выпуск и обращение — дело в основном государства. Государство уделяет пристальное внимание как самому процессу обращения денег, так и их текущему состоянию. Государство как бы выступает в роли постоянного регулятора жизнедеятельности денег — закононодательного и функционального. Тесным образом банковское денежное хозяйство связано с государственным денежным хозяйством (государственные финансы). На денежное хозяйство в целом, на общую ситуацию с деньгами государство оказывает разноплановое влияние в виде:
- финансовой политики;
- объема и структуры налогообложения;
- состояния государственного бюджета, его равновесности или неравновесности;
- структуры государственных доходов и расходов;
- способов погашения бюджетных дефицитов.
В 1995—1997 гг. в российской банковской системе наметились две основные тенденции:
1) замедление ее развития, стабилизация и даже сокращение числа банков.
2) конкуренция в банковской сфере, формирующаяся на фоне ненасыщенности российского банковского рынка.
Несмотря на отсутствие формализованных критериев надежности банков, в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что надежность банка пропорциональна объему его операций. С этой точки зрения под влиянием возникновения все новых и новых видов операций, наиболее доступных для средних банков, можно предположить, что именно они, отличаясь от банков-«монстров» гибкостью и маневренностью, окажутся наиболее выживаемыми.
Мелкие банки в большей мере отличаются гибкостью и маневренностью, что проявляется прежде всего в их способности переориентироваться на небанковские операции: большая часть мелких и средних банков не получает основную часть прибыли от операций на фондовом рынке — с казначейскими обязательствами и ГКО. Выживаемость мелких и средних банков повысится за счет превращения их в филиалы банков-«монстров».
Некоторым преимуществом мелких и средних банков перед крупными можно считать потенциальную возможность их специализации. Для крупных банков характерны универсализация и диверсификация. Специализированные структурные ветви крупных банков, как правило, долго не существуют, они при их динамичном развитии имеют тенденцию к превращению в самостоятельные финансовые компании или в крайнем случае становятся дочерними банками. Очевидно, что стратегическая надежность банка не может считаться вероятной, если он глобально направлен на один вид операций, даже очень выгодных. Рынок финансов — среда чрезвычайно неустойчивая, подверженная влиянию многочисленных факторов, пусть даже и предсказуемых. Непредсказуемость конъюнктуры может привести к тому, что именно этот вид операций окажется нежизнеспособным. Именно поэтому банки-«монстры» стремятся к внедрению комплексного обслуживания клиентов на финансовых рынках.
Вытеснение мелких кредитных учреждений в лице коммерческих банков, не располагающих достаточными резервами и не имеющих возможности погасить свои обязательства по кредитам, происходит прежде всего в результате снижения денежного предложения.
Значительное сжатие реальной денежной массы, наблюдаемое в России, по такому важному признаку, как опережающий по сравнению с номинальным денежным предложением рост цен, заставило Правительство проводить интенсивную дефляционную политику. Она заключалась в реализации комплексных мероприятий в области финансов и денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. В качестве дефлятора использовался один из индексов роста цен, выступающий в роли коэффициента пересчета в неизменные цены. Применительно к агрегату МЗ дефлятор можно использовать в качестве среднеарифметической величины индексов розничных и оптовых цен. При включении в состав денежного предложения депозитов в иностранной валюте и использовании одного лишь индекса розничных цен в качестве дефлятора индекс реального денежного предложения будет выше, однако общая тенденция не изменится.
Популярные материалы:
Объем рынка ипотечного кредитования России
Во всем мире ипотечное кредитование давно уже стало классическим направлением банковской деятельности. В развитых странах на этот вид кредитования приходится до 1/3 совокупных активов кредитных организаций. В нашей стране аналогичный показатель составляет лишь доли процента. На сегодняшний день объ ...
Инвестиционные операции
В соответствии с нормативными документами любая покупка и перепродажа ценных бумаг от своего имени, за свой счет и по собственной инициативе является инвестиционной операцией. Как уже упоминалось, основным субъектом и организатором эмиссионной операции является эмитент. Характер же инвестиционной о ...
Анализ финансовых показателей ОАО Банка ВТБ
Чистая прибыль Группы ВТБ за девять месяцев 2012 года составила 60,2 млрд. руб. против 72,6 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года. Такое падение обусловлено динамикой административных расходов, показавших рост на 49% год к году. Однако, Банк ВТБ показал рекордную чистую прибыль в 3 квартал ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.