Становление и последующее бурное развитие потребительского кредитования потребовало наличия теоретической базы, пополнявшейся по мере его проникновения на российский рынок. Главную проблему составляет поиск наиболее точного определения термина «потребительский кредит», которое бы полностью учитывало все стороны изучаемого явления.
В настоящее время российские авторы придерживаются двух точек зрения относительно понятия кредита:
- кредит – «это определенный вид общественных отношений по поводу предоставления ссуды» [26, с.31];
- кредит – это процесс движения ссудного капитала или ссудного фонда.
Под ссудным фондом понимается «совокупность временно свободных объектов собственности, к которым относят природные, материальные, трудовые и денежные ресурсы, принадлежащие различным собственникам и хозяйствующим субъектам» [5, с.88]; ссудный капитал представляет собой преобразованную посредством кредита форму ссудного фонда. Однако несмотря на то что данное определение верно указывает на экономическую основу кредита – процесс кругооборота и оборота капитала – оно не отражает форму функционирования кредита: денежную или товарную. Поэтому наиболее полным определением кредита является следующее: «кредит представляет собой совокупность экономических отношений, связанных с перераспределением на условиях возвратности временно свободных материальных ресурсов, денежных средств разных собственников и хозяйствующих субъектов: предприятий, государства, населения» [5, с.83].
«В значении же кредита, предоставленному физическому лицу, употребляются такие термины, как «потребительский кредит», «розничный кредит», «личный кредит» [17, с.16]. Понятие «розничный кредит» в настоящее время существует в теории; возникновение его связано с автоматическим переносом термина «розница» со сферы продаж в сферу кредита в силу его направленности на удовлетворение потребностей населения. «Личный кредит» является российским аналогом англоязычного термина «personal credit»: однако и западные экономисты почти отказались от его использования, предпочитая термин «consumer credit».
Отечественные экономисты рассматривают потребительский кредит как одну из форм кредита, направленную на удовлетворение потребительских нужд населения. Подходы различных авторов к определению термина «потребительский кредит» представлены в Приложении 1. Более полное определение дает Лаврушин О.И., учитывающее не только целевую направленность потребительского кредита, но и субъекты кредитных отношений. В данном случае автор не рассматривает личное производство для собственных нужд и строительство жилищ как потребность физического лица, необходимую для получения кредита: это сближает данное определение с трактовкой потребительского кредита Э. Дж. Доланом и К. Кэмпбеллом. Строительство, ремонт жилых помещений и хозяйственное обзаведение считаются благами производственного характера, отличающиеся своими масштабами и долгосрочностью. Как показывает таблица, большинство авторов признают направленность потребительского кредита на удовлетворение нужд населения в качестве его отличительной черты и считают нужным отразить данную особенность в определении; однако Д.А. Стребков рассматривает потребительский кредит с точки зрения возвратности и указывает лишь на одного из субъектов кредитных отношений – население.
Помимо термина «кредит» экономическая теория располагает близкой к нему экономической категорией «кредитование», которую следует рассматривать как совокупность общественных отношений по поводу предоставления ссуженной стоимости.
Популярные материалы:
Анализ и оценка общих услуг по обслуживанию
предприятий
Комплексное обслуживание золотодобывающих предприятий. Включающее операции по предсезонному кредитованию недропользователей с одновременным заключением договоров купли – продажи драгоценных металлов, позволило золотодобытчикам – клиентам Сбербанка России обеспечить нормальный ход выполнения произво ...
Проблемы кредитной политики коммерческого банка
Стабилизация ликвидности российского финансового сектора повлекла за собой рост конкуренции между финансовыми организациями и снижение ставок кредитования. Кроме того, экономике Российской Федерации присущи некоторые черты развивающегося рынка. Среди них можно отметить неконвертируемость национальн ...
Основные этапы
У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ). Многие российские компании вполне обоснованно опасаются, что российский рынок из-за недостатка инвесторов не способен аккумулиро ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.