Несмотря на снижение задолженности по ипотечным кредитам во время финансового кризиса произошло увеличение выдачи экспресс-кредитов и пользования кредитными картами, что объясняется потребностью в них семьями с невысоким доходом. Развитие государственных мер поддержки автокредитования с помощью возмещения банку 2/3 от ставки рефинансирования Центрального банка позволило увеличить объемы выданных автокредитов на 42,8% в 2009 г. Однако уже в 2010 г. данный показатель сократился на 80%, что характеризует несостоятельность проведенной программы – «по итогам апреля 2009 г. на нее пришлось не более 3% общих продаж новых автомобилей» [6, с.25].
Первое полугодие 2010 г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования. Задолженность по кредитам в марте 2010 г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб, что составляет 96,2% от докризисного уровня. Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его удобства и простоты. Ставки по товарным кредитам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократились в среднем на 4 – 5 процентных пункта, что дало дополнительный толчок его развитию: «в автокредитовании, по различным оценкам, за год ставки снизились в среднем на 7%» [21, с.50].
«По оценкам компании Frank Research Group, на февраль 2011 г. в тройку лидеров в сегменте POS-кредитования входили ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). В ближайшем будущем на этот рынок намерен выйти лидер потребительского кредитования Сбербанк России» [21, с.50]. Помимо развития экспресс-кредитования на российском рынке сложились достаточные условия для продвижения использования кредитных карт. По данным Банка России, выпуском кредитных карт в настоящее время занимаются более 750 банков, лидирующую позицию среди них занимает банк «Русский стандарт», который стал обеспечивать картами всех своих заемщиков. «Рост рынка кредитных карт в отчете Банка России увязывается с развитием потребительского кредитования, а также увеличением числа зарплатных проектов. Среди других факторов отмечена возможность дистанционного банковского сервиса с помощью карт» [6, с.25].
Как и в период «бума», Сбербанк России занимает первую строчку в рейтинге банков по объему выданных потребительских кредитов (Приложение 5). Таблица показывает, что банк «Русский стандарт», занимавшим позицию лидера в 2001 году, в настоящее время располагается на седьмой строке рейтинга, не выдерав конкуренции с Сбербанком. Уровень просроченной задолженности возрос и достиг уровня в 240,7 млрд. руб., что на 46% больше, чем было в 2009 г.
В дальнейшем препятствием для развития рынка потребительского кредитования может послужить увеличение Центральным банком ставки рефинансирования, что негативно отразится на объеме выданных населению кредитов.
Таким образом, появление на российском рынке в 2000 г. услуги потребительского кредитования встретило востребованность у потребителей и в течение последующих лет показывало положительную динамику развития. Однако в дальнейшем период «бума» сменился рецессией, вызванной кризисом 2008 г. Первые признаки оживления на рынке потребительского кредитования относятся к марту 2010 г.; начиная с этого времени, происходит постепенное увеличение спроса на данную услугу, что вызвано, в первую очередь, улучшением экономической ситуации и повышением доходов населения. Российские банки анализировали экономическую ситуацию и выбирали подходящие условия кредитования не только самостоятельно, но и ориентируясь на зарубежный опыт.
Популярные материалы:
Основные формы и виды потребительского кредитования
Потребительский кредит существует в двух формах. «Прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт). С поручительством торговых фирм: банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручит ...
Формы и методы кредитования малых предприятий
Под методами кредитования субъектов малого бизнеса следует понимать способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов. В современной банковской п ...
Эмиссионные операции
С помощью эмиссионных операций формируется как собственный, так и заемный капитал. С этой целью выпускаются такие эмиссионные ценные бумаги как акции — при формировании собственного капитала и облигации при формировании заемного. Эмиссия краткосрочных долговых инструментов — депозитных и сберегател ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.