Теоретически любой банк постоянно подвергается риску платежеспособности по различным причинам. При таких обстоятельствах у банка возникают проблемы выполнения своих обязательств перед вкладчиками. Кроме того, каждый банк – это звено национальной банковской системы, банкротство одного из них может повлечь банкротство других, наиболее тесно с ним связанных. Это, в свою очередь, может вызвать панику и финансовый кризис. Таким образом, негативные явления в работе одного банка способны отражаться на деятельности государства. Отсюда можно сделать вывод, что в интересах и вкладчиков, и государства необходимо достигнуть устойчивого, стабильного и прозрачного функционирования каждого банка и банковской системы в целом. Залогом достижения данной цели является хорошо продуманная система гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и формирования фонда обязательных резервов в сочетании с эффективным банковским надзором, прозрачной системой отчетности и отлаженной нормативно-правовой базой.
Согласно Банковского кодекса Республики Беларусь, банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке [2].
Фонд обязательных резервов формируется с целью:
- проведения единой денежно-кредитной политики, регулирования денежной массы находящейся в обращении. Резервирование части привлеченных коммерческими банками ресурсов в центральном банке является одним из основных экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы. Изменяя нормы обязательных резервов, центральный банк может оказывать влияние на ресурсные возможности банков для осуществления ими кредитных и других активных операций. При уменьшении нормы обязательных резервов в распоряжении коммерческих банков остается большая часть сформированных им ресурсов и расширяются возможности предоставления кредитов в реальный сектор экономики. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению кредитного потенциала коммерческих банков;
- обеспечения возможности банка своевременно выполнить перед клиентами обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банком в качестве кредитных ресурсов;
- создание источников средств для рефинансирования коммерческих банков.
В настоящее время к основным нормативным правовым актам, определяющим и регулирующим систему обязательного резервирования в нашей стране, относятся:
- Банковский кодекс Республики Беларусь, устанавливающий право Национального банка на регулирование нормативов обязательных резервов, обязанность банков депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке, и определяющий предназначение данного инструмента — регулирование денежного обращения в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики страны, а также страхование ликвидности и платежеспособности банков, глава 15, статьи № 109 — 126;
- Инструкция о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №225;
- Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, утвержденное постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 64.
Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов регулирования денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы и сглаживания колебаний процентных ставок на денежном рынке и распространяются на банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Филиалы банков Республики Беларусь, открытые за пределами Республики Беларусь, депонируют обязательные резервы в порядке, установленном законодательством иностранных государств, на территории которых они зарегистрированы. Формирование фонда обязательных резервов осуществляется в белорусских рублях.
Популярные материалы:
Практика андеррайтинга в России
В условиях российского рынка роль андеррайтера выполняют преимущественно коммерческие банки, обладающие значительными свободными финансовыми ресурсами Андеррайтинг - хороший способ нивелировать негативные факторы, сдерживающие развитие рынка ценных бумаг в России (в частности, высокую общую нестаби ...
Расчет экономической эффективности внедрения предлагаемых
мероприятий
В целом, по результатам практической работы, организацию работы Кредитного управления ОАО "Восточный экспресс банк" можно считать соответствующей действующему банковскому и гражданскому законодательству, инструкциям и положениям ЦБ РФ, Кредитной политике и иной внутренней банковской докум ...
Общие сведения об объекте исследования – акционерном коммерческом банке
АКБ “Приватбанк”
Закрытое акционерное общество Коммерческий банк “Приват Банк” (ЗАО КБ “Приват Банк”), зарегистрировано в Национальном банке Украины 19 марта 1992 года, регистрационный номер – 92[47]. Форма собственности – коллективная. Идентификационный код за ЄДРПОУ– 14360570. Местонахождение предприятия соответс ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.