С 1 июля 2007 г. Банк России юридически не обязывает банки в обязательном порядке указывать эффективные процентные ставки в договорах кредитования с физическими лицами, а лишь закрепляет правило, что ее установление является условием их включения в портфель однородных ссуд (кредитов) для целей создания резервов на возможные потери по ссудам (см. п. 2.1 Указания Банка России от 12 декабря 2006 г. №1759-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2006 года №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»).
Формирование резерва не по каждому кредиту в отдельности, а по портфелям однородных ссуд является для банков более выгодным, поскольку размер резерва в этом случае определяется самой кредитной организацией с учетом оценки риска общих потерь по этим видам ссуд.
Например, в АК СБ РФ Сибирский банк городское отделение №2363 г. Новокузнецка основным нормативным документом, определяющим порядок кредитования, является Регламент предоставления кредитов физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Этот документ регулирует особенности предоставления отдельных видов кредитов и проведения отдельных операций (в части анализа документов заемщика, оформления кредитной документации, объектов и сроков кредитования); порядок предоставления кредита, порядок действий различных подразделений банка по сопровождению кредитного договора.
Потребительское кредитование стало значительным источником доходов в реализации банковских продуктов. На российском рынке активно осваиваются банки, специализирующиеся только на кредитовании потребительского рынка. Вместе с тем выявились и сугубо характерные для наших условий проблемы данной сферы, основная из которых – возврат в банк полученных по кредитному договору денежных средств. В связи с чем актуализируется проблема эффективного регулирования взаимоотношений банка и клиента – потребителя при банковском потребительском кредитовании.
Бурное развитие потребительского кредитования обозначило целый ряд правовых проблем, существующих в этой сфере правового регулирования. В правоприменительной практике они пока решаются далеко не однозначно.
Кроме того, эти проблемы обострились в связи с разработкой проекта федерального закона о потребительском кредитовании, поскольку это требует выработки и закрепления в законе единых подходов к их разрешению.
Однако даже когда федеральный закон о потребительском кредитовании будет принят и вступит в силу, эти проблемы еще долго будут оставаться актуальными, поскольку, во-первых, вряд ли все из них удастся четко разрешить при принятии этого федерального закона, во-вторых, по кредитам, выданным до его вступления в силу, все равно должно будет применяться ранее действовавшее законодательство.
Популярные материалы:
Экономическая сущность и значение розничных банковских услуг
В настоящее время в современной экономической литературе нет достаточно четкого определения понятия "рынок розничных банковских услуг". Такие авторы, как, например, Бичик С.В., Даморацкая А.С. под "рынком услуг" понимают рынок, в основе которого лежат товарно–денежные отношения ...
Ипотечное жилищное кредитование в системе управления муниципальным
образованием
Анализируя феномен ипотечного жилищного кредитования в системе управления муниципальным образованием (как в условиях стабильной мировой экономики, так и с учетом влияния на развитие этого процесса мирового финансового кризиса) нами сделан акцент на особом позиционировании его потенциала (как инвест ...
Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение является платежной инструкцией [приложение 9], содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгр ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.