Во-вторых, считает А.В. Шаронов, если предложенный законопроект будет принят, то факторинговой деятельностью смогут заниматься не только банки, но и другие специализированные организации. Все они смогут предлагать не только денежные средства, но и иные услуги - управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, информационное обслуживание, ведение бухгалтерского учета и т.д.
В-третьих, принятие законопроекта позволит решить проблемы, возникающие у судов. В настоящее время, к сожалению, арбитражные суды выносят противоположные решения. Это связано с тем, что одни требуют наличие банковской лицензии, другие - нет.
Стремясь убедить депутатов в целесообразности изменения ст. 825 ГК РФ, А.В. Шаронов привел следующий пример. В странах, где либерализована деятельность по факторингу, его доля в ВВП весьма высока. Например, в Великобритании и в Португалии по 10% от ВВП составляют именно средства, предоставляемые компаниям в рамках режима факторинга, в Эстонии - 20%. А в России эта доля составляет всего полпроцента. В Правительстве надеются, что после принятия законопроекта она быстро достигнет хотя бы 3%.
В дополнение к тому, о чем говорил А.В. Шаронов депутатам Госдумы, имеет смысл обратить внимание и на некоторые другие аспекты ситуации на рынке факторинга, обусловленные особенностями действующего законодательства. Как отмечают в одном из своих недавних исследований аналитики рейтингового агентства "Эксперт РА", в наших законах пока нет термина "факторинг". Для его обозначения в гл. 43 ГК РФ используется следующее определение - "финансирование под уступку денежного требования". Финансовый характер этой услуги, связанный с высокой степенью риска, обусловил на определенном этапе развития факторинга вливание банковского капитала. Банки обладают достаточной степенью капитализации и налаженной системой контроля за движением капитала. На начальном этапе развития финансовых отношений в нашей стране (и факторинга - в частности) этого было достаточно, чтобы заниматься данной деятельностью. Но по мере совершенствования финансовых инструментов стало очевидно, что факторинг отличается от традиционных банковских услуг. Тем не менее из-за существующих в законодательстве противоречий некоторые компании, специализирующиеся на факторинге, предпочитали получать банковскую лицензию. Но пока в соответствии со ст. 825 гл. 43 ГК РФ деятельность по финансированию под уступку денежного требования подлежит лицензированию.
Против отмены лицензирования факторинга выступает банковское сообщество, которое, по сути, лишается монополии. Глава Ассоциации российских банков Г.А. Тосунян даже направил в Правительство письмо, в котором протестует против вывода факторинга из режима лицензирования. АРБ опасается, что в результате вывода факторинга из-под надзора ЦБ возрастет число недружественных поглощений путем скупки долгов. Возникновение таких ситуаций, полагают аналитики "Эксперт РА", можно предотвратить внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс, а именно - установлением запрета на переуступку факторинговым компаниям просроченной задолженности.
По мнению большинства участников рынка, для развития факторинговой индустрии сейчас более важно общее усовершенствование законодательства страны. А оно пока никак не стимулирует развитие факторинга и зачастую делает его гораздо более рискованным, чем это могло бы быть. Позитивное влияние на развитие отрасли могли бы оказать и те изменения в законодательстве, которые не имеют прямого отношения к договорам уступки прав денежного требования, и те, что непосредственно регулируют налогообложение участников, валютное поведение и т.д. Нерешенными остаются вопросы налогообложения факторинговой комиссии факторов в части уплаты НДС, налогообложения резидентов в части зачета НДС при проведении международного факторинга, а также проблемы валютного регулирования международного факторинга. Отмена лицензирования сейчас не относится к числу факторов, стимулирующих развитие отрасли. По мнению М.И. Трейвиша, оно могло бы повлиять на рынок, если бы было принято лет пять назад.
Популярные материалы:
Определение и сущность рынка ссудных капиталов
Для определения современного рынка капиталов необходимо вначале обратиться к понятию ссудного капитала как экономической категории. Ссудным капиталом называются свободные денежные капиталы, высвобождающиеся у одних предприятий, корпораций и иных экономических субъектов и предназначенные для передач ...
Лицензирование деятельности банков для совершения операций в иностранной
валюте
Банк России выдает в соответствии с законом "О валютном регулировании и валютном контроле" лицензии на осуществление коммерческими банками операций в иностранной валюте в РФ и за границей на основании ходатайства банка в зависимости от готовности банка к их проведению. Лицензии разделяютс ...
Коммерческие банки России, их функции и операции
В банковской системе коммерческие банки представляют низовой, второй уровень банковской системы. Это особая категория деловых предприятий, которые получили название финансовых посредников. Они привлекают сбережения населения и другие свободные денежные средства, которые высвобождаются в процессе хо ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.