Рынок потребительских кредитов является в высокой степени конкурентным, хотя и на нем есть исторически сформировавшийся доминирующий участник – Сбербанк России, имеющий заметное преимущество во многом благодаря наличию у него разветвленной сети филиалов и отделений. Тем не менее в настоящее время доля рынка, занимаемая Сбербанком, постепенно сокращается. Если до середины 2005 г. она устойчиво превышала 50%, то после этого началось ее стремительное снижение: по нашим оценкам, только за первый квартал текущего года она уменьшилась на 2 процентных пункта: с 45,5 до 43,5%. Одной из причин такого эффекта является структура клиентской базы Сбербанка, который, как будет показано далее, пользуется наибольшей популярностью среди заемщиков среднего и старшего возраста, не входящих в число наиболее экономически активных групп населения.
Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно – три крупнейших, по нашей оценке, банка «отрываются» от основной части, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.
Бесспорным лидером на рынке, как уже говорилось выше, остается Сбербанк России, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами (хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивается). В силу особого положения Сбербанка мы рассматриваем его отдельно от остальных участников данного рынка и в качестве основного показателя результатов конкурентной борьбы между ними используем показатель доли рынка без учета Сбербанка.
Двумя его основными частными конкурентами остаются «пионер» данного рынка банк «Русский Стандарт» (9,2% рынка всего и 16,3% без учета Сбербанка) и РОСБАНК (4,6% рынка всего и 8% без учета Сбербанка), резко улучшивший свои позиции после присоединения группы «ОВК». Показав за квартал темпы роста кредитного портфеля чуть выше среднего (17 и 18% соответственно), этим банкам, тем не менее, удалось заметно увеличить свою рыночную долю (на 0,55 и 0,32 процентного пункта соответственно) (табл. 4).
В данную группу отнесены банки, которые на начало апреля 2008 г. имели долю рынка свыше 2% (без учета Сбербанка). Все данные в таблицах приведены по состоянию на 1 января 2008 г.
Источник: балансы банков, расчеты Центра развития.
В целом анализ ставок по кредитным продуктам, предоставляемым отдельными банками, и соотнесение их номинальных значений и рыночных долей банков показывают, что стоимость кредита является важным, но не определяющим фактором изменения позиции конкретного банка на рынке.
Таблица 4 - Лидеры рынка потребительского кредитования
Банк |
Объем потребит. кредитов, млн. руб. |
Доля рынка, % |
Доля рынка (без Сбербанка), % |
Темп роста объема потребит. кредитов |
Изменение доли рынка за квартал (без Сбербанка), % |
Сбербанк России |
490 444,56 |
43,49 |
- |
1,04 |
- |
«Русский Стандарт» |
103 991,89 |
9,22 |
16,32 |
1,17 |
0,55 |
РОСБАНК |
51 262,87 |
4,55 |
8,04 |
1,18 |
0,32 |
УРАЛСИБ |
25 752,32 |
2,28 |
4,04 |
1,08 |
-0,20 |
ХКФ Банк |
19 950,02 |
1,77 |
3,13 |
0,94 |
-0,63 |
Райффайзенбанк Австрия |
19 363,92 |
1,72 |
3,04 |
1,01 |
-0,36 |
МДМ-Банк |
15 252,73 |
1,35 |
2,39 |
1,12 |
-0,02 |
Банк Москвы |
14 798,75 |
1,31 |
2,32 |
1,11 |
-0,05 |
Популярные материалы:
V&M-метод финансового
анализа деятельности банка
Рассмотрим комплексный показатель финансового анализа на основании результатов теории нечетких множеств. [6] Алгоритм построения так называемого V&M-показателя следующая: 1. Полное множество состояний А банка разбивается на пять (в общем случае пересекающихся) нечетких подмножеств вида: А1 - не ...
Развитие банковской системы России
Современная кредитная система России - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев и ярусов: · Центральный банк, · Банковский сектор: ...
Роль и значение субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства – это хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятия ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.