Рынок потребительских кредитов является в высокой степени конкурентным, хотя и на нем есть исторически сформировавшийся доминирующий участник – Сбербанк России, имеющий заметное преимущество во многом благодаря наличию у него разветвленной сети филиалов и отделений. Тем не менее в настоящее время доля рынка, занимаемая Сбербанком, постепенно сокращается. Если до середины 2005 г. она устойчиво превышала 50%, то после этого началось ее стремительное снижение: по нашим оценкам, только за первый квартал текущего года она уменьшилась на 2 процентных пункта: с 45,5 до 43,5%. Одной из причин такого эффекта является структура клиентской базы Сбербанка, который, как будет показано далее, пользуется наибольшей популярностью среди заемщиков среднего и старшего возраста, не входящих в число наиболее экономически активных групп населения.
Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно – три крупнейших, по нашей оценке, банка «отрываются» от основной части, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.
Бесспорным лидером на рынке, как уже говорилось выше, остается Сбербанк России, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами (хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивается). В силу особого положения Сбербанка мы рассматриваем его отдельно от остальных участников данного рынка и в качестве основного показателя результатов конкурентной борьбы между ними используем показатель доли рынка без учета Сбербанка.
Двумя его основными частными конкурентами остаются «пионер» данного рынка банк «Русский Стандарт» (9,2% рынка всего и 16,3% без учета Сбербанка) и РОСБАНК (4,6% рынка всего и 8% без учета Сбербанка), резко улучшивший свои позиции после присоединения группы «ОВК». Показав за квартал темпы роста кредитного портфеля чуть выше среднего (17 и 18% соответственно), этим банкам, тем не менее, удалось заметно увеличить свою рыночную долю (на 0,55 и 0,32 процентного пункта соответственно) (табл. 4).
В данную группу отнесены банки, которые на начало апреля 2008 г. имели долю рынка свыше 2% (без учета Сбербанка). Все данные в таблицах приведены по состоянию на 1 января 2008 г.
Источник: балансы банков, расчеты Центра развития.
В целом анализ ставок по кредитным продуктам, предоставляемым отдельными банками, и соотнесение их номинальных значений и рыночных долей банков показывают, что стоимость кредита является важным, но не определяющим фактором изменения позиции конкретного банка на рынке.
Таблица 4 - Лидеры рынка потребительского кредитования
Банк |
Объем потребит. кредитов, млн. руб. |
Доля рынка, % |
Доля рынка (без Сбербанка), % |
Темп роста объема потребит. кредитов |
Изменение доли рынка за квартал (без Сбербанка), % |
Сбербанк России |
490 444,56 |
43,49 |
- |
1,04 |
- |
«Русский Стандарт» |
103 991,89 |
9,22 |
16,32 |
1,17 |
0,55 |
РОСБАНК |
51 262,87 |
4,55 |
8,04 |
1,18 |
0,32 |
УРАЛСИБ |
25 752,32 |
2,28 |
4,04 |
1,08 |
-0,20 |
ХКФ Банк |
19 950,02 |
1,77 |
3,13 |
0,94 |
-0,63 |
Райффайзенбанк Австрия |
19 363,92 |
1,72 |
3,04 |
1,01 |
-0,36 |
МДМ-Банк |
15 252,73 |
1,35 |
2,39 |
1,12 |
-0,02 |
Банк Москвы |
14 798,75 |
1,31 |
2,32 |
1,11 |
-0,05 |
Популярные материалы:
Общие функции банков и страховых организаций
Функции коммерческих банков сводятся к привлечению в виде вкладов денежных средств физических и юридических лиц, размещению указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, а также открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц. Фун ...
Взятие прибыли в момент получения сигнала об открытии позиции в
противоположном направлении
На первый взгляд такой способ торговли может показаться вообще идеальным. Кажется, что такой способ позволил бы торговцу оставаться на рынке навсегда путем переключения позиций от "длинных" к "коротким", беря прибыль и потери, каждый раз полностью переворачиваясь в противоположн ...
Ипотечные модели, развивающиеся в
России и программы ипотечного кредитования
По оценкам экспертов в стране действует до двух десятков ипотечных моделей. В большинстве своем это связано с тем, что в регионах по-своему подходят к решению жилищной проблемы и развитию ипотечного кредитования. Поэтому появляются, так называемые ипотечные программы, в основе которых лежит бюджетн ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.