Финансы » Оптимизация системы потребительского кредитования » Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ

Современные направления развития рынка потребительского кредитования в РФ
Страница 5

Рынок потребительских кредитов является в высокой степени конкурентным, хотя и на нем есть исторически сформировавшийся доминирующий участник – Сбербанк России, имеющий заметное преимущество во многом благодаря наличию у него разветвленной сети филиалов и отделений. Тем не менее в настоящее время доля рынка, занимаемая Сбербанком, постепенно сокращается. Если до середины 2005 г. она устойчиво превышала 50%, то после этого началось ее стремительное снижение: по нашим оценкам, только за первый квартал текущего года она уменьшилась на 2 процентных пункта: с 45,5 до 43,5%. Одной из причин такого эффекта является структура клиентской базы Сбербанка, который, как будет показано далее, пользуется наибольшей популярностью среди заемщиков среднего и старшего возраста, не входящих в число наиболее экономически активных групп населения.

Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно – три крупнейших, по нашей оценке, банка «отрываются» от основной части, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.

Бесспорным лидером на рынке, как уже говорилось выше, остается Сбербанк России, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами (хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивается). В силу особого положения Сбербанка мы рассматриваем его отдельно от остальных участников данного рынка и в качестве основного показателя результатов конкурентной борьбы между ними используем показатель доли рынка без учета Сбербанка.

Двумя его основными частными конкурентами остаются «пионер» данного рынка банк «Русский Стандарт» (9,2% рынка всего и 16,3% без учета Сбербанка) и РОСБАНК (4,6% рынка всего и 8% без учета Сбербанка), резко улучшивший свои позиции после присоединения группы «ОВК». Показав за квартал темпы роста кредитного портфеля чуть выше среднего (17 и 18% соответственно), этим банкам, тем не менее, удалось заметно увеличить свою рыночную долю (на 0,55 и 0,32 процентного пункта соответственно) (табл. 4).

В данную группу отнесены банки, которые на начало апреля 2008 г. имели долю рынка свыше 2% (без учета Сбербанка). Все данные в таблицах приведены по состоянию на 1 января 2008 г.

Источник: балансы банков, расчеты Центра развития.

В целом анализ ставок по кредитным продуктам, предоставляемым отдельными банками, и соотнесение их номинальных значений и рыночных долей банков показывают, что стоимость кредита является важным, но не определяющим фактором изменения позиции конкретного банка на рынке.

Таблица 4 - Лидеры рынка потребительского кредитования

Банк

Объем потребит. кредитов, млн. руб.

Доля рынка, %

Доля рынка (без Сбербанка), %

Темп роста объема потребит. кредитов

Изменение доли рынка за квартал (без Сбербанка), %

Сбербанк России

490 444,56

43,49

-

1,04

-

«Русский Стандарт»

103 991,89

9,22

16,32

1,17

0,55

РОСБАНК

51 262,87

4,55

8,04

1,18

0,32

УРАЛСИБ

25 752,32

2,28

4,04

1,08

-0,20

ХКФ Банк

19 950,02

1,77

3,13

0,94

-0,63

Райффайзенбанк Австрия

19 363,92

1,72

3,04

1,01

-0,36

МДМ-Банк

15 252,73

1,35

2,39

1,12

-0,02

Банк Москвы

14 798,75

1,31

2,32

1,11

-0,05

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Популярные материалы:

Имущественное страхование
«Имущественное страхование согласно ст. 4 Закона «О страховании» представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховой услуги, когда защита имущественных интересов связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом. Страхователями по имущественн ...

Операции с векселями на примере предприятия ЗАО «Уральская лига»
Операции с векселями на предприятии автором были рассмотрены на примере ЗАО «Уральская лига» г. Первоуральск. Данное предприятие занимается розничной и оптовой торговлей, имеющее свою крупную торговую сеть в городе, существующее уже 12 лет. На предприятии заключается много договоров с поставщиками ...

Перспективы и проблемы развития потребительского кредитования в Российской Федерации
Основными причинами наступившего в России «кредитного бума» являются благоприятная конъюнктура нефтегазового рынка, политическая и экономическая стабильность государства, укрепление рубля и рост реальных доходов населения. В свою очередь, рост потребительского спроса обеспечивает экономический рост ...

Актуальное

Ценные бумаги

Ценные бумаги

Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Валютные операции

Валютные операции

Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.castbanking.ru