Потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии. Складывающаяся ситуация явилась одной из основных причин развития рынка кредитования частных лиц: выдачи потребительских кредитов, автокредитования, ипотечного кредитования, образовательного кредитования, кредитования при помощи пластиковых карт. Однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка приостановился, и некоторые аналитики даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.
Принимать во внимание то, что кредитование всегда связано с риском, на фоне правовой неопределенности вопросов, связанных с кредитованием, перед банками возник целый ряд проблем снижения рисков и устранения случаев мошенничества. Перечислим основные проблемы потребительского кредитования и способы их решения.
Одним из самых перспективных на российском рынке является ипотечное кредитование. В большинстве банков уже есть свои собственные наработки в данной области, выраженные в виде программ ипотечного кредитования. Но доходность здесь небольшая, поскольку кредитование не имеет массовый характер. Деятельность в данной области связана с большим количеством рисков, касающихся в основном длительности периода кредитования. Поэтому стоимость кредитной услуги очень велика. Для привлечения клиентов необходимо, в первую очередь, снижение процентной ставки за счет исключения из нее риска неплатежа. Для этого банки должны выявить «плохих» заемщиков и тем самым предупредить случаи невозврата и, соответственно, дополнительные расходы с этим связанные.
Менее всего развит рынок образовательного кредитования. Основная его идея состоит в разрыве замкнутого круга: отсутствие необходимого образования – низкий заработок – отсутствие средств на образование – отсутствие необходимого образования. Особенности же образовательного кредита состоят в низкой процентной ставке (максимально приближена к ставке рефинансирования) и большим сроком возврата кредита (до 10-11 лет). Для развития этого вида кредитования необходимы:
1) законодательная база предоставления финансовой помощи для всех желающих и способных получить образование;
2) гарантия возврата кредита государством, позволяющая ему взять значительную часть рисков на себя. Тем самым обеспечиваются благоприятные условия кредитования.
На сегодняшний день данные условия не обеспечены, поэтому банки вынуждены завышать стоимость кредита, т.е. банкам для снижения рисков и здесь необходима достоверная система классификации заемщиков.
Автокредитование по доходности стоит на первых позициях данного рынка. В настоящее время в России 25–30% всех автомобилей реализуется с помощью кредитов, а в некоторых автосалонах в кредит приобретается до 80% автомобилей. Как правило, автомобиль же и используют в качестве залога. Но даже в такой ситуации недобросовестный заемщик, ввиду отсутствия регистрации залога – движимого имущества, вполне может повторно заложить или продать автомобиль.
Популярные материалы:
Сущность ценных бумаг и их классификация
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему. Это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акции, чеки, приватизацио ...
Анализ состава и структуры привлеченных ресурсов физических
лиц
Основным источником прироста ресурсов банков (пятая часть всех ресурсов) являются накопления населения, которые достаточно дороги, и для банков в качестве депозитов, и для реального сектора экономики в качестве кредитов. Банки вынуждены поддерживать высокие ставки процента по вкладам населения (не ...
Кредитование физических лиц: понятие, сущность, виды кредитования
Банк – это финансово-кредитный институт, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, организациям, гражданам и другим банкам. Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляют в кредит, размещают, ...
Ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие права собственности или отношения займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).
Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей.